Кандинский В.В. «Белый овал», 1919 год
Государственная Третьяковская галерея при поддержке генерального партнера «Сбер» представляет выставку «Архетипы авангарда». Проект основан на новаторской идее соединения популярной
психологической теории архетипов Кэрол Пирсон, последовательницы Карла Густава
Юнга, с искусством русского авангарда начала XX века. Личностные качества авангардистов и создаваемое ими искусство соотнесены с 12 основными архетипами:
Дитя
Славный малый
Воин
Опекун
Искатель
Бунтарь
Эстет
Творец
Правитель
Маг
Мудрец
Шут
На выставке будут представлены знаковые произведения Казимира Малевича, Василия Кандинского, Александра Родченко, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Ильи Машкова, Аристарха Лентулова, Ольги Розановой и других выдающихся мастеров авангарда.
Авангард
Важнейшее отличие авангарда от искусства предшествующих эпох — абсолютная свобода творческого самовыражения, отказ от единой стилистической традиции, нежелание подчинять искусство социальной проблематике, фокус на индивидуализированное аутентичное творчество. Именно поэтому работы авангардистов так сильно отличаются друг от друга.
Художники авангарда не ставили целью отразить в творчестве внутренний мир, но, оказавшись освобожденными от внешних ограничений, проявили свою индивидуальность особенно ярко
Определение ведущего архетипа художника основано на анализе как документальных источников (собственные высказывания, суждения о нем современников, фотографии), так и произведений (какой сюжет для своих работ выбирает мастер, как избранные им формально-стилистические средства взаимодействуют с сюжетом). На протяжении жизни художник может переходить из одного архетипа в другой ввиду новых творческих задач или изменения внешних обстоятельств. Он также может транслировать сразу несколько архетипов, проявляя тем самым разные грани своего характера.
Искусство авангарда часто сложно для понимания, поскольку автор или радикально преображает реальность, или вовсе отказывается от ее воспроизведения. Главная задача проекта — «очеловечить» авангард.
Архетипы
Взгляд на искусство через призму архетипов дает возможность проникнуть в творческое сознание художника на новом уровне, понять, какие психологические паттерны двигали мастером, почему он создавал именно такие произведения, какова была мотивация его поисков, ведущих к творческим находкам и открытиям, и таким образом прийти к более глубокому пониманию необычного искусства начала ХХ века.
Кроме того, внимательному зрителю будет интересно найти среди 12 архетипов самого себя
Взгляд на русский авангард через призму теории архетипов демонстрирует уникальность этого художественного движения. Ведь в любом другом культурно-историческом срезе общества сложно обнаружить подобное разнообразие стилей и характеров, которые охватывали бы все 12 архетипов.
Архитектура проекта предполагает преобразование выставочного зала в комплекс из 12 обособленных пространств, каждое из которых обладает своей символикой цвета и формы.