Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Все эксперты

Александр Орлов

психолог, психотерапевт

Доктор психологических наук, профессор НИУ ВШЭ, соучредитель и первый президент Российского Общества человекоцентрированного подхода.

Об эксперте

Основное

Психолог, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности НИУ ВШЭ. Клиентоцентрированный и экспрессивный психотерапевт, онтопсихотерапевт, соучредитель и первый президент Российского Общества человекоцентрированного подхода. Член редакционного совета и редколлегии журнала «Вопросы психологии», член редакционных советов журналов «Консультативная психология и психотерапия» и «Психология. Журнал Высшей школы экономики».

Родился 5 марта 1953 года в Орехово-Зуево. Отец работал мастером цеха на заводе, в юности мечтал о высшем образовании, но был мобилизован на фронт, воевал рядовым, участвовал в форсировании Днепра и взятии Праги. Мать преподавала в педагогическом училище – во время войны окончила биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.

Орлов мечтал стать археологом, изучать истоки мировых цивилизаций. Был уверен, что будет учиться только в МГУ. Но программа обучения исторического факультета разочаровала: в расписании было много идеологизированных курсов, а археологические экспедиции за пределы СССР были невозможны. Поэтому в 1970 году, окончив школу с золотой медалью, поступил на факультет психологии МГУ.

Но во время обучения Орлова снова ждало разочарование: на факультете изучали в основном не психологию личности, а психические процессы и функции. Когда пришло время выбирать научного руководителя, он нашел его не среди преподавателей МГУ, а в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.

В 1975, окончив факультет психологии МГУ с красным дипломом, поступил в аспирантуру НИИ ОПП АПН СССР. В 1978 году защитил кандидатскую диссертацию и стал младшим научным сотрудником лаборатории «Психология учебной деятельности школьников».

В 1983 году уехал преподавать в педагогический колледж Аденского университета Народной Демократической Республики Йемен по направлению Министерства просвещения СССР. Там он провел три года, которые вспоминает как самые счастливые в его жизни.

Вернувшись в Москву, узнал о скором приезде Карла Роджерса. Орлову посчастливилось попасть не только на его открытые лекции, но и стать участником закрытой энкаунтер-группы. Этот опыт перевернул его представления о психологии. Он заинтересовался групповой работой, принял участие в семинарах психологов Рут Сэнфорд, Марии-Виллас Боуэн, Натали Роджерс, которые также затем приехали в Россию. Орлов стал самостоятельно вести группы, а вскоре начал индивидуальную психотерапевтическую практику.

С 1986 по 1992 год заведовал лабораторией психологии учителя Психологического института РАО. С 1992 по 2004 год был заместителем директора Исследовательского центра семьи и детства РАО. Одновременно преподавал на факультете психологии МГУ, в Академии практической психологии, Институте практической психологии и психоанализа, Московском городском психолого-педагогическом университете, Московском педагогическом государственном университете, Еврейском университете.

В 90-е годы прошел дополнительное психотерапевтическое обучение в Институте человекоцентрированной экспрессивной терапии (Санта-Роза, США) у Натали Роджерс, дочери Карла Роджерса, а также в Международной ассоциации онтопсихологии (Рим, Италия) у профессора Антонио Менегетти. Карл, Натали и Антонио стали его главными учителями и супервизорами.

В 2000 году группа студентов Академии практической психологии при факультете психологии МГУ под руководством Орлова создала «Центр психологического консультирования ТРИАЛОГ». Орлов стал директором и ведущим консультантом центра.

В 2004 Орлова пригласили в НИУ ВШЭ, где позже он основал магистерскую программу «Исследование, консультирование и психотерапия личности», основные задачи которой – изучение и применение на практике человекоцентрированного подхода Роджерса. Сейчас она существует в рамках программы «Консультативная психология. Персонология».

В 2010 году Орлов инициировал скайп-проект журнала Psychologies и на протяжении пяти лет проводил скайп-консультации с читателями журнала.

В 2011 году вместе с психологами Федором Василюком и Вениамином Колпачниковым стал соучредителем Российского общества человекоцентрированного подхода. В течение 7 лет был его первым президентом.

Сейчас Орлов преподает в НИУ ВШЭ и в Академии практической психологии при факультете психологии МГУ, ведет частную консультационную практику, продолжает сотрудничество с журналом Psychologies в качестве автора и эксперта.

Александр Орлов – автор и разработчик общепсихологической концепции личности и сущности человека, триалогического подхода к психологическому консультированию и психотерапии, эксперт в области клиентоцентрированной психотерапии и человекоцентрированного подхода, автор более 200 научных публикаций. В свободное время любит путешествовать, ценит уединение и природу.

Образование

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ), факультет психологии (1975)

НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, аспирантура, специальность «Педагогическая психология» (1978)

НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, кандидатская диссертация, тема диссертации: Изучение психологических предпосылок развития склонностей к профессионально-трудовой деятельности (1978)

Психологический институт РАО, специальность «Общая психология, психология личности, история психологии», тема докторской диссертации: Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики (1996)

диплом онтопсихотерапевта (AIO, Roma, Italia)

диплом психотерапевта (PCETI, Santa-Rosa, USA)

Книги

Автор:

Соавтор:

Автор и составитель сборников:

Переводчик, научный редактор:

Тренинги

Группа встреч (encounter group) (групповая клиентоцентрированная психотерапия)

Самопознание через самовыражение (экспрессивная человекоцентрированная психотерапия)

О чем говорят образы Вашего бессознательного (групповая онтопсихотерапия)

Гуманистическая психотерапия (курс лекций в рамках программы "Психологическое консультирование и психодиагностика личности» АПП при факультете психологии МГУ)

Индивидуальное психологическое консультирование (курс лекций в рамках образовательной программы «Психология» НИУ ВШЭ)

Основы клиент-центрированной психотерапии (курс лекций в рамках магистерской программы «Консультативная психология. Персонологи» НИУ ВШЭ)

Современные модели клиентоцентрированной психотерапии (курс лекций в рамках магистерской программы «Консультативная психология. Персонология» НИУ ВШЭ)

От первого лица

«Миссия настоящей психотерапии в том, чтобы помочь нам стать теми, кто мы есть в действительности. Мой главный интерес - практика человечности в самых разных межличностных отношениях и коммуникативных контекстах».

Контакты

Центр психологического консультирования «Триалог»: trialog.ru

Личная страница на сайте НИУ ВШЭ

aorlov@hse.ru

orlov@trialog.ru



Образование

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ), факультет психологии (1975)

НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, аспирантура, специальность «Педагогическая психология» (1978)

НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, кандидатская диссертация, тема диссертации: Изучение психологических предпосылок развития склонностей к профессионально-трудовой деятельности (1978)

Психологический институт РАО, специальность «Общая психология, психология личности, история психологии», тема докторской диссертации: Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики (1996)

диплом онтопсихотерапевта (AIO, Roma, Italia)

диплом психотерапевта (PCETI, Santa-Rosa, USA)

Публикации
«Все ли способны любить?»
«Все ли способны любить?»

«Недавно прочитала «Искусство любить» Эриха Фромма. Задела мысль о том, что большинство из нас не умеет любить. Мы можем привязываться, неосознанно использовать другого для своих целей, а вот любить просто за то, что он есть, и не ждать ничего взамен, могут немногие».

«Устала быть стервой»
«Устала быть стервой»

«В школе я была милой девочкой. Нравилась одноклассникам и у противоположного пола имела успех. Меня это скорее смущало, чем радовало...»

«Как отличить любовь от созависимости?»
«Как отличить любовь от созависимости?»

«Я слышала, что в психологии есть такое понятие — созависимость. Насколько я понимаю, это такая подмена «настоящей любви». Говорят, это очень распространенный тип отношений в паре, когда держит не чувство любви, а именно привязанность».

«Любовь — это ежедневная работа над отношениями?»
«Любовь — это ежедневная работа над отношениями?»

«Подруги считают, что в моей семье больше нет любви. По их мнению, прикладывать усилия не надо — в отношениях все само по себе должно складываться гладко. Но все шесть лет семейной жизни нам постоянно приходится подстраиваться друг под друга».

«Как научиться себя заставлять?»
«Как научиться себя заставлять?»

«Я совершенно не умею себя заставлять. Мне все в жизни давалось легко, в школе и институте училась хорошо — выезжала за счет хорошей памяти. Почти никогда не работала. Уже три года живу за границей — здесь работает муж, — но язык так толком и не выучила».

«Как жить, когда ушел муж?»
«Как жить, когда ушел муж?»

«Муж сказал, что нам нужно пожить отдельно, и ушел. Живем порознь уже год, никаких действий, чтобы как-то изменить ситуацию, он не предпринимает, на мои вопросы тоже не реагирует. Сколько это еще может продолжаться и что мне делать?»

Задайте вопрос нашим экспертам
Наши эксперты регулярно отвечают на вопросы читателей. В одной из будущих статей вы найдете ответ на свой вопрос.