Александр Орлов
Доктор психологических наук, профессор НИУ ВШЭ, соучредитель и первый президент Российского Общества человекоцентрированного подхода.

Недавно прочитала «Искусство любить» Эриха Фромма. Задела мысль о том, что большинство из нас не умеет любить. Мы можем привязываться, неосознанно использовать другого для своих целей, а вот любить просто за то, что он есть, и не ждать ничего взамен, могут немногие. Общество нас этому не учит — учит только «потреблять» другого, как очередной товар. Разделяете ли вы такую точку зрения? Еще на днях посмотрела документальный фильм о любви. В нем речь шла о том, что все мы на самом деле любить можем, это наша первостепенная потребность, и рано или поздно мы влюбляемся. А что думаете вы? Большинство из нас может любить — или сегодня это редкий дар и нужно этому учиться? И, кстати, возможно ли это?

Анна, 32 года

Анна, я разделяю эту точку зрения Эриха Фромма. Я бы лишь дополнил ее одним, но, как мне кажется, очень важным нюансом. Фромм считает, что мы не умеем любить и должны учиться этому искусству. На мой взгляд, дела обстоят несколько иначе: в детстве все мы умели любить безусловно, но потом в силу ряда причин утратили это умение. Поэтому наше обучение любви — это во многом восстановление утраченного.

В этом смысле я считаю, что в подавляющем большинстве случаев вся та «реальная любовь», которая с нами случается в жизни, представляет собой лишь предпосылку, начало «пути любви», двигаясь по которому мы можем восстанавливать и развивать в себе искусство любить.

Мне представляется, что путь любви — как любое движение к совершенству — бесконечен. Обретение дара любить — процесс. О нем невозможно написать лаконично. Но я все же хочу ответить на ваш завершающий вопрос.

Каким бы длинным ни был путь, очень важен первый шаг. А первый шаг на пути любви состоит в том, что первый человек, которого вы встречаете и которого нужно попытаться полюбить в первую очередь, — это вы сами.

Не проделав этой непростой работы, работы внимания, понимания, принятия, заботы, любви по отношению к самому себе, человек не сможет двинуться дальше, не сможет дать любовь другим людям, потому что в нем самом этой любви не будет.