Елена Погребижская
Журналист, режиссер, сценарист, художественный руководитель студии документального кино «Партизанец»
Основное
Российский журналист, режиссер и сценарист документального кино. Член Академии российского телевидения, обладатель двух статуэток ТЭФИ за лучшие документальные фильмы и премии «Лавровая ветвь». Среди международных призов сама Погребижская выделяет Приз Amnesty International (кинофестиваль Pesaro, Италия).
Елена родилась в поселке Каменка Лениградской области. В 90-х работала политическим комментатором программы «Время» на Первом канале (ОРТ). Она брала интервью у Бориса Ельцина, семь лет работала репортером, в том числе в горячих точках – на второй Чеченской и Балканских войнах. Во время войны на Балканах Елене удалось побывать по обеим сторонам фронта, в Албании и Сербии. Вскоре она разочаровалась в политике и ушла с телевидения, чтобы спустя некоторое время заняться документальным кино.
Автор научно-популярного цикла «Я и мой невроз». В каждом фильме она развенчивает популярные стереотипы о психических расстройствах. В 2004 году она лично столкнулась с паническими атаками, и ей пришлось потратить 2 года на борьбу с этим синдромом.
Погребижская создала собственную независимую студию документального кино «Partizanets». В ее фильмах встречается повторяющийся мотив: герои, пытающиеся в одиночку справиться с крупной проблемой или несправедливостью. В одних случаях это борьба с болезнью или равнодушием, в других – с государством и законами.
В 2008 году Погребижская получила премию ТЭФИ за лучший телевизионный документальный фильм «Продавец крови». Картина получила также национальную телевизионную премию «Лавровая ветвь». Через год премии ТЭФИ удостоен ее фильм «Доктор Лиза» о Елизавете Глинке.
Погребижская участвует в благотворительных акциях, пытается привлечь внимание общественности к современным проблемам. Фильм «Мама, я убью тебя» о детях, оставшихся без попечения родителей, привел к изменениям в законодательстве России.
С 2013 года Елена ведущая киноклуба документального кино – специального проекта Центра толерантности. В его рамках можно бесплатно посмотреть социальное кино, снятое современными режиссерами, и принять участие в обсуждении с Еленой Погребижской.
С 2018 года ведет онлайн-киноклуб Psychologies.
Образование
Вологодский государственный педагогический университет (ВПГУ), факультет русской филологии, 1993 г.
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), факультет журналистики, 1997 г.
Фильмография
2007 — «Все равно я встану» — автор, сценарист.
2008 — «Продавец крови» — режиссер.
2009 — «Доктор Лиза» — режиссер.
2010 — «Посттравматический синдром» — режиссер.
2012 — «Панические атаки» — режиссер.
2013 — «Мама, я убью тебя» — режиссер.
2014 — «Мальчишки с улицы Свободы» — режиссер.
2015 — «Васька» — режиссер.
2017 — «Тонкий и толстый» — режиссер.
2017 — «Дело Андреевой» — режиссер.
Книги
Контакты
Студия документального кино «Partizanets»
Факультет русской филологии Вологодского государственного педагогического университета
В слове «дисциплина» есть что-то казарменное. В школьные годы взрослые повторяли это слово так часто, что казалось: школа и казарма — это что-то похожее. В итоге у меня с детства осталась ассоциация, что дисциплина — это из области насилия, что мне что-то пытаются навязать, хотят заставить делать нечто бессмысленное и совершенно не мое. Что-то из области подчинения, а с подчинением у меня всю жизнь проблема.
Помните, много лет назад были популярны пейджеры? Многие из нас тоже хотели себе такой, а потом эти устройства просто взяли и исчезли. Так же было и с ICQ: соберешься установить, а оказывается, что все уже общаются в Skype. Или в WhatsApp или Viber. Так что гнаться за технологиями — занятие достаточно бессмысленное: слишком быстро они устаревают. А значит, и переживать из-за этого не стоит.
У меня есть фильм о секрете вечной молодости. Он так и называется. Герои фильма, как можно догадаться, — ученые и люди в возрасте около ста лет. Хирургу Федору Углову в момент съемок было 104 года. И меня совершенно искренне интересовало, в чем же секрет. Мне удалось найти только один общий критерий. Он был у всех, вне зависимости от пола, характера, известности и профессии. Каждый столетний оказался оптимистом.
Моя подруга Таня начала встречаться с парнем Артемом. Артем симпатичный, добрый, умный, спортсмен — короче, золото, а не человек. Но есть одна проблема. Как только Танечка ее осознала, она поняла, что эта проблема, скорее всего, на всю жизнь и, возможно, это и будет причиной, по которой они однажды расстанутся. Проблема в отношениях Артема и его мамы, которая «замужем за сыном».
Старая детская одежда, сломанный велосипед или банки с краской, оставшиеся после ремонта лет пять назад... Мы ненавидим расставаться с лишним и ненужным, обрастаем всяким хламом и ужасно боимся остаться без него. Почему? Об этом размышляет режиссер Елена Погребижская.
Моя подруга Наташа вышла замуж за милого парня, но через пару лет поняла, что парень — алкоголик. Они оба были студентами, поэтому, по ее словам, она легко его бросила и вышла замуж за другого. Постепенно другой тоже почему-то стал алкоголиком. Но, в отличие от первого, второй работал и даже умудрялся так хорошо вести бизнес, что они постоянно увеличивали свои квартиры в метраже и количестве и отселяли туда выросших детей.