Глоссарий. Психологический словарь.

Апперцепция

Апперцепция (лат. ad – к, лат. perceptio – восприятие) – определенное свойство восприятия, которое помогает человеку интерпретировать окружающие предметы и явления через призму своего опыта, взглядов, субъективных интересов. Термин предложил немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц, который характеризовал апперцепцию как осознанное восприятие душой человека определенного содержания. Лейбниц впервые предложил деление на перцепцию и апперцепцию: если перцепция представляет собой смутное восприятие некоторого содержания, то апперцепция, напротив, является состоянием особой ясности сознания. Различают устойчивую апперцепцию, которая проявляется как явление, зависимое от неизменяемых особенностей личности. К таким особенностям относят мировоззрение, личные убеждения, уровень образованности и так далее. Помимо устойчивой апперцепции существует временная, которая складывается под влиянием ситуативно возникающих психических состояний – эмоций, установок. Впоследствии американский психолог Джером Брунер доработал понятие апперцепции, выделив особый тип – социальная апперцепция. Такая апперцепция предполагает восприятие не только материальных предметов, но и определенных социальных групп. Брунер обратил внимание на то, что оценка человека формируется, помимо всего прочего, под воздействием субъектов восприятия. Иными словами, оценка людей в сознании более субъективна и пристрастна, чем восприятие предметов и явлений. Для определения уровня восприятия личности психологами, как правило, используется метод тестирования, который бывает двух видов – тест апперцепции символов и тест тематической апперцепции.

Популярные термины
    Psychologies приглашает

    Psychologies ВКонтакте

    ПОДПИСАТЬСЯ
    новый номерАПРЕЛЬ-МАЙ 2024 №77
    195Подробнее

    спецпроекты