Анимизм (от лат. anima — душа) —учение/вера в то, что неживые объекты (или то, что издавна считалось неодушевленным, не имеющим души, например животные) на самом деле являются одушевленными.
Этот термин впервые сформулировал немецкий ученый Георг Эрнст Шталь в своем сочинении «Theoria medica». Анимизмом Шталь называл свое учение о душе как некоем безличном жизненном начале, лежащем в основе всех жизненных процессов. Согласно его теории, между жизненными процессами и физическими и химическими явлениями имеется только поверхностное сходство и ни одна органическая функция не осуществляется автоматически — всё происходящее в организме контролируется чувствующей душой.
В дальнейшем это понятие развил и чуть переосмыслил английский этнограф и культуролог Эдуард Тайлор. Он понимал анимизм как первоначальную стадию развития религии, поскольку в основе анимизма лежит вера в существование души, разнообразных духов и вообще в одушевленность самой природы.
Классификация духовных систем и разновидности анимизма
Анимизм характерен для всей истории человечества, начиная с первобытных людей. Самыми яркими историческими примерами, конечно же, можно считать древнегреческую и древнеегипетскую культуры. Любое незнакомое (чаще всего враждебное) явление, любой природный катаклизм интерпретировался не иначе как «гнев богов»; леса, реки и моря были полны своими духами (наядами, дриадами и так далее).
Культурные проявления анимизма сильно различаются в разных народах и регионах:
У коренных народов (например, Тофаларов на территории Сибири) анимистические верования существовали наряду с шаманизмом и тотемизмом.
В этнографии также существует разграничение духов по типам: духи предков, духи стихий, духи отдельных мест (лесов, рек), и у каждого духа своя функция — защита, плодородие, болезнь и т. д.
В философских словарях (Кириленко, Шевцов) анимизм как мировоззрение, при котором «вся природа как бы наполнена духовными существами», как положительными, так и злыми, которые могут требовать почитания или жертв.
Современный анимизм
Однако анимизм — это не пережиток прошлого, его проявления можно и сейчас наблюдать у некоторых аборигенных народов, например, коренных обитателей Океании, Северной и Южной Америки, Африки. Духи и божества, как правило, имеют очень четкую градацию и набор функций, каждый «отвечает» за определенное явление/событие/сферу жизнедеятельности.
Очень часто такими «обязанностями» награждались духи предков или умерших героев. Например, у филиппинского народа ифугао было около 25 разрядов духов, в их числе духи отдельных местностей, в числе которых были обожествленные герои и недавно умершие предки.
Нельзя сказать, что анимизм был неотъемлемой частью всех первобытных религий и вследствие этого универсальной стадией развития религиозных представлений. Однако именно благодаря ему у людей складывались определенные отношения к священному и сверхъестественному. Сейчас те или иные формы анимизма проявляются самыми разными способами, самой простой из которых является вера в одушевленность, например, игрушек у детей.