Антропоморфизм (греч. anthropos — человек, и morphe — форма, вид) — мировоззренческая концепция, согласно которой животные, природные явления, сверхъестественные существа и объекты неживой природы наделяются человеческими свойствами. Иными словами, неодушевленный мир похож на мир живых людей: принадлежащие ему субъекты обладают способностью испытывать эмоции, общаться друг с другом, совершать осмысленные поступки.
Происхождение и исторический контекст
Антропоморфизм возник еще на ранних этапах становления религии — отдельные его черты можно найти в легендах и мифах всех народов. Древние люди наблюдали процессы, которые не могли объяснить (например, гроза и молния), но всячески искали способ сделать их более доступными и понятными.
Сравнивая подобные процессы и объекты с собой, они получили возможность контролировать их и изучать. Результат этой деятельности сохранился в современном языке: мы используем выражения «небо хмурится», «листва шепчет» и многие другие.
Антропоморфизм в религии
Несмотря на дальнейшее развитие научной мысли, укрепление религии и появление множества религиозных школ, антропоморфизм не утратил своей популярности. В общем смысле само описание Бога как высшего существа, которое имеет человеческий облик и сидит на небесах — это уже черты антропоморфизма, которые необходимы для того, чтобы человек ощущал более тесную связь с Создателем.
Антропоморфные образы божеств характерны для большинства мифологических систем.
Боги Олимпа — классический пример антропоморфизма. Зевс ревнует, Аполлон влюбляется, Афродита обижается — все чувства и мотивы людей просто перенесены на сверхъестественных существ. «Книга мертвых» — пример постоянного наделения природных сил человеческими мотивациями.
Скандинавские Боги (Один, Тор, Локи) — существа, максимально приближенные к людям: они шутят, спорят, употребляют алкоголь, нарушают обещания.
Антропоморфизм в детском развитии
Черты антропоморфизма проявляются также в детском восприятии: дети объясняют непонятные им процессы, проводя параллель между человеческими отношениями (месяца сегодня нет, он «ушел в гости»). В научной сфере антропоморфизм тоже имеет место быть: зоопсихология изучает психические процессы животных через схожие процессы, присущие человеку.
В научной сфере антропоморфизм тоже имеет место быть: зоопсихология изучает психические процессы животных через схожие процессы, присущие человеку.
Современное значение антропоморфизма
В цифровую эпоху антропоморфизация приобретает новые формы: люди приписывают эмоции и намерения роботам, виртуальным ассистентам и алгоритмам. В 2023 года подтверждается, что даже взгляд робота влияет на реакцию человека, и люди воспринимают роботов как социально-присутствующих агентов.
Также антропоморфизм активно используется в рекламе, поп-культуре и дизайне: образы «дружелюбных» устройств или «сердитой» погоды помогают создавать эмоциональные связи между человеком и продуктом или явлением.
Гонконгского университета науки и технологий «Антропоморфизм природы, экологическая вина и проэкологическое поведение» показывает, что люди, склонные приписывать природе человеческие характеристики, чаще испытывают чувство вины за экологический вред.
Выбрасывая фантик мимо урны, ломая ветки деревьев или срывая цветы, человек извиняется перед природой. Он наделяет её человеческими качествами, такими как обида и способность прощать.