Дефектология (лат. defectus — недостаток, греч. logos — учение) — наука, которая занимается вопросами обучения и воспитания детей с психофизиологическими особенностями. В современном контексте дефектология охватывает специальную педагогику и включает в себя педагогические, психологические, медицинские и социальные аспекты помощи людям с особыми образовательными потребностями.
В зависимости от того, какой именно дефект необходимо скорректировать в каждом конкретном случае, выделяют подразделы дефектологии. Так, например, логопедия исследует возможность обучения детей с нарушениями речи, сурдопедагогика — слуха, тифлопедагогика — зрения.
Дефектологию активно развивали в СССР — в то время специалисты полагали, что специально организованный учебно-воспитательный процесс способствует наилучшей социальной адаптации.
С чем работают дефектологи
В зависимости от природы нарушения выделяют подразделы дефектологии, каждый из которых имеет свои методики, специалисты и образовательные программы:
Логопедия — работа с нарушениями речи и речевого развития (артикуляция, фонетика, речевое недоразвитие).
Сурдопедагогика — обучение и реабилитация лиц с нарушениями слуха (включая слухоречевую реабилитацию).
Тифлопедагогика — педагогическая помощь людям с нарушениями зрения (адаптация обучения и формирования навыков ориентации).
Сурдотифлопедагогика — работа с детьми и взрослыми со сложным сочетанным нарушением — слепоглухонемые.
Олигофренопедагогика — обучение и воспитание лиц с интеллектуальными нарушениями.
Ортопедагогика — коррекция и обучение при нарушениях опорно‑двигательного аппарата.
Принципы работы и методики
Дефектология опирается на индивидуальный подход: оценка уровня развития, составление индивидуальной образовательной программы (ИОП), междисциплинарная команда специалистов (учитель‑дефектолог, логопед, психолог, врач), использование коррекционно‑развивающих методик и технологий.
Методы включают:
Системную диагностику (психолого‑педагогическая оценка);
Медико‑педагогическую коррекцию (лечебная физкультура, зрительная/слуховая реабилитация);
Логопедическую и сенсомоторную коррекцию;
адаптивное обучение с использованием специальных технических средств (шрифт Брайля, слуховые аппараты).
На современном этапе дефектология — это наука, которая все еще находится в процессе становления: появляются новые отрасли и направления научных исследований. Она имеет определяющее значение, поскольку особенные дети требуют особого подхода в воспитании.
Необходимо понимать, что ребенок с дефектом всегда имеет не только отрицательные, но и положительные тенденции: например, у слепого ребенка обострен слух и тепловая чувствительность. Эти показатели помогают ему компенсировать свой недостаток, поэтому задача дефектолога — правильно угадать и развить именно эти стороны его психофизиологической активности.
Специалист в этой области должен обладать педагогическим образованием, а также иметь ряд личных качеств, которые помогут ему настроить контакт с ребенком — коммуникабельность, внимательность, отзывчивость. Работа дефектолога особенно важна, поскольку он помогает заложить в особенном ребенке те основы, которые будут определяющими в его дальнейшей жизни.