Стилизация под черно-белый графический кубизм | Источник: Шедеврум

Стилизация под черно-белый графический кубизм

Фото

Шедеврум

Я-идеальное — это образ идеальной версии себя, который существует в психике человека. Простыми словами, Я-идеальное — это совокупность всех представлений о том, каким вы хотели бы быть: ваши мечты о лучших качествах, навыках, достижениях, внешности и социальном положении.

Этот термин в психологию ввел американский психолог Карл Роджерс. Он считал, что основа личности — это взаимодействие между Я-реальным (то, какой вы есть сейчас) и Я-идеальным. Стремление сократить разрыв между ними является мощным мотиватором для личностного роста и развития.

Признаки Я-идеального

Я-идеальное не является статичным объектом, оно проявляется в мыслях, эмоциях и поведении человека. Его можно распознать по ряду признаков:

  • В мыслях. Я-идеальное выражается в постоянных внутренних диалогах, начинающихся с фраз «Я хочу быть…», «Мне нужно стать…», «Идеальный я — это…». Это мысленный образ себя успешного, сильного, доброго, любимого — в зависимости от ценностей человека.

  • В эмоциях. Эмоциональный фон напрямую зависит от сравнения Я-реального с Я-идеальным. Когда человек замечает, что приближается к своему идеалу, он испытывает удовлетворение, гордость и радость. И наоборот, большое расхождение вызывает чувство неудовлетворенности, тревоги, стыда или даже вины.

  • В поведении. Стремление к идеалу служит главным двигателем для постановки целей. Человек сознательно или подсознательно выстраивает свое поведение так, чтобы сократить дистанцию между текущим и желаемым состоянием. Это может проявляться в учебе, карьере, заботе о здоровье или личных отношениях.

Я-идеальное зависит от множества факторов: воспитания, культурной среды, социального окружения, личного опыта и даже моды. Оно не является врожденным и формируется на протяжении всей жизни.

Причины возникновения Я-идеального

Возникновение Я-идеального — естественный и необходимый процесс для развития личности. Вот почему это понятие появилось и зачем нужно.

Зачем нужно

Главная функция Я-идеального — мотивационная. Оно задает вектор развития, побуждает человека к самосовершенствованию, учебе и преодолению трудностей. Без этого образа было бы сложно ставить долгосрочные цели и расти как личность.

Почему появилось

Зарождение Я-идеального происходит в раннем детстве. Ребенок начинает усваивать ожидания и оценки значимых взрослых — прежде всего, родителей. Фразы «Ты должен быть сильным», «Хорошие девочки так не делают» постепенно интериоризируются, то есть становятся внутренними убеждениями. Позже к этому подключаются другие социальные институты: школа, друзья, медиа, которые предлагают свои модели для подражания.

Кто и как придумал

Как научный термин, Я-идеальное было подробно описано Карлом Роджерсом в рамках его гуманистической теории личности. Однако саму концепцию идеального «Я» можно найти в работах и других психологов.

Важно отметить, что человек не «придумывает» свой идеал сознательно с нуля. Он скорее «собирает» его из внешних ценностей, которые резонирует с его внутренним миром, через механизм социального подкрепления (одобрение или неодобрение окружающих).

Разновидности Я-идеального

Хотя Я-идеальное каждого человека уникально, его можно условно разделить на несколько ключевых сфер, в которых оно проявляется:

  • Профессиональное Я-идеальное. Образ идеального специалиста в своей области. Включает в себя уровень мастерства, карьерные достижения, признание коллег, финансовый успех.

  • Социальное Я-идеальное. Представление о себе как о друге, партнере, члене семьи. Это идеалы о том, каким быть общительным, внимательным, надежным, любимым и любящим.

  • Физическое Я-идеальное. Образ идеального тела: его форма, здоровье, сила, выносливость или внешняя привлекательность.

  • Личностное (моральное) Я-идеальное. Представления о желаемых чертах характера и духовных качествах: быть добрым, честным, смелым, мудрым, справедливым.

Эти сферы тесно переплетены, и расхождение в одной из них может влиять на общее самоощущение.

Как работать с Я-идеальным для гармоничной жизни

Психологически здоровое отношение к своему Я-идеальному — это ключ к удовлетворенности. Вот что можно делать, чтобы этот образ работал на вас, а не против вас.

Как развить «хорошее», поддерживающее Я-идеальное:

  • Сделайте его реалистичным и конкретным. Вместо размытого «Я хочу быть успешным» сформулируйте «Я хочу через год повысить доход на 20%, освоив новые навыки». Конкретные цели делают идеал достижимым.

  • Сосредоточьтесь на процессе, а не только на результате. Цените не только финальную цель, но и маленькие шаги на пути к ней. Получайте удовольствие от самого процесса обучения, тренировок или общения.

  • Проводите регулярный «аудит» своего идеала. Спросите себя: это действительно мой идеал, или он навязан обществом, родителями, рекламой? Оставьте только то, что резонирует с вашими ценностями.

Как избавиться от «плохого», разрушительного Я-идеального:

  • Работайте с перфекционизмом. Поймите, что идеал — это ориентир, а не жесткий стандарт. Разрешите себе ошибаться и быть неидеальным. Установка «все или ничего» — главный враг психического здоровья.

  • Развивайте самосострадание. Относитесь к себе с той же добротой и пониманием, как к близкому другу, который оступился. Когда вы не соответствуете идеалу, не ругайте себя, а поддержите и проанализируйте причину.

  • Сместите фокус с недостатков на сильные стороны. Перестаньте постоянно сравнивать себя с недосягаемым идеалом. Чаще вспоминайте о своих реальных достижениях и сильных качествах.

Если разрыв между Я-реальным и Я-идеальным слишком велик и вызывает серьезные страдания (депрессию, тревогу, низкую самооценку), лучшим решением будет обратиться за помощью к психологу.

Важное различие: Я-идеальное и Сверх-Я

В разговоре о Я-идеальном важно не путать его с другим известным термином — Сверх-Я (Супер-Эго), который ввел Зигмунд Фрейд. Хотя оба понятия относятся к внутренним структурам психики, их значение и функции различаются.

  • Сверх-Я — это, прежде всего, внутренний цензор и критик. Оно формируется в раннем детстве через усвоение родительских запретов и социальных норм. Его задача — контролировать поведение, подавлять неприемлемые импульсы (по Фрейду — инстинкты Ид) и наказывать чувством вины за нарушения. Сверх-Я более ригидно и авторитарно.

  • Я-идеальное — это скорее маяк, а не надзиратель. Оно задает позитивный ориентир для развития, мотивируя человека «стать лучше». В отличие от карающей функции Сверх-Я, Я-идеальное связано с стремлением к положительным ценностям и самореализации.

Простыми словами, Сверх-Я говорит: «Не делай этого, иначе будет плохо и ты будешь виноват». А Я-идеальное: «Сделай так, чтобы стать тем, кем ты хочешь быть, и почувствуешь себя хорошо». Понимание этой разницы помогает более осознанно выстраивать отношения с самим собой.