Эмоции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни. Эмоции выступают в качестве главных регуляторов психической жизни и возникают в процессе практически любой активности человека.
Причины возникновения эмоций
Эмоции возникают как реакция на внешние или внутренние стимулы, имеющие субъективную значимость. Это может быть как физическая угроза, так и воспоминание, социальная оценка, ожидание события или несоответствие между желаемым и действительным.
Эмоции возникли в процессе эволюции: с их помощью животные могли оценивать биологическую значимость явлений окружающего мира и внутреннего состояния организма.
Виды эмоций
Выделяют различные виды эмоций. Тон ощущений (реакции, сопровождающие вкусовые, болевые, слуховые и другие ощущения) — простейшая форма эмоций. Они могут быть положительными — побуждать человека или животного к повторному позитивному переживанию — и отрицательными — побуждать к избеганию подобных переживаний.
В стрессовой ситуации могут появляться аффекты– особый вид эмоциональных явлений, отличающийся большой силой и краткостью протекания. При возникновении аффекта тормозятся все другие психические реакции. Обычно состояние аффекта возникает при критическом, затруднительном положении человека или животного. Аффект навязывает особый тип «аварийного поведения», закрепленного эволюционным путем: бегство, нападение и т. п.
Собственно эмоции представляют собой особый вид. Они могут возникать как в реальном, так и воображаемом плане, то есть вызываться не только реальными событиями, но и представляемыми объектами.
Большинство ученых, изучающих эмоции, сходятся в том, что основных эмоций пять:
Злость
Страх
Отвращение
Печаль
Радость.
Функции эмоций
Сигнальная функция: Эмоции выступают как индикаторы: они быстро сообщают нам, что происходит внутри нас и снаружи. Когда потребность удовлетворена — возникает удовольствие.
Коммуникативная функция: С помощью эмоций мы передаем информацию другим людям. Мимика, интонация, слезы или смех — это способы выражения внутреннего состояния.
Регуляторная функция: Эмоции влияют на поведение и помогают адаптироваться к меняющимся условиям. В стрессовой ситуации кто-то может замереть, кто-то убежать, а кто-то — активно действовать.
Мотивационная функция: Эмоции подталкивают нас к определенным действиям или, наоборот, мешают им. Интерес и любопытство побуждают к обучению и исследованию, страх — к избеганию опасных ситуаций и так далее.
Оценочная функция: Эмоции позволяют быстро оценить ситуацию, человека или событие. Например, при встрече с незнакомцем мы можем почувствовать доверие или, наоборот, настороженность — это результат бессознательной оценки.
Философские и научные взгляды на эмоции
Важная особенность эмоций состоит в том, что они могут обобщаться и передаваться. Благодаря продуктам культуры формируется общий эмоциональный язык, общий опыт эмоциональных переживаний, который гораздо шире и разнообразнее индивидуального опыта человека. Чувства — высшая стадия эмоций, результат их обобщения. Они надситуативны и могут даже иногда управлять более простыми формами эмоций (например, гордость за успех любимого или любимой).
Большое влияние на формирование представлений об эмоциях оказали Аристотель (он полагал, что эмоции — особый вид познания мира), Рене Декарт, Борух Спиноза. В 1872 году вышла работа Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» об адаптивной роли эмоций. Существуют несколько известных теорий эмоций: Теория Джемса — Ланге, Кэннона — Барда, теория активации, бехивиористская теория эмоций, когнитивно-оценочная и т. д.
Эмоции и психическое здоровье
Нарушения в эмоциональной сфере могут проявляться в виде депрессии, тревожности, эмоционального выгорания или аффективных расстройств. Умение осознавать и регулировать свои эмоции — ключевой фактор психологического благополучия.
Современная психология подчеркивает важность эмоционального интеллекта — способности распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими и использовать их в межличностном общении. Эта способность напрямую связана с успехом в работе, личной жизни и обучении.