Осмысленность — это психологический термин, который обозначает смысловую наполненность восприятия человеком окружающей действительности.
Говоря простыми словами, осмысленность — это способность психики не только фиксировать стимулы, но и придавать им значение, связывать их с опытом, знаниями и внутренними установками.
Она обеспечивает понимание объектов, явлений и событий, формирует осознанное отношение человека к окружающему миру и позволяет прогнозировать последствия действий.
Признаки
Среди основных признаков можно выделить:
Целостность восприятия — человек видит предметы не как набор разрозненных ощущений, а как единую структуру.
Связь с прошлым опытом — восприятие соотносится с уже известными знаниями, что позволяет мгновенно идентифицировать объекты.
Активное участие сознания — человек осознает, что видит, слышит или чувствует, и при этом способен анализировать значения происходящего.
Синтез чувственного и логического — информация воспринимается через органические ощущения, а затем осмысляется мышлением.
Предсказуемость и прогнозирование — осмысленность позволяет человеку строить ожидания относительно действий и последствий объектов и событий.
Уровень осмысленности зависит от уровня развития когнитивных функций, эмоционального состояния и внимания. При их нарушении восприятие становится фрагментарным, а реакция на события менее адекватной.
Механизм формирования
Осмысленность возникает как результат взаимодействия психики человека с окружающей средой. Она необходима для того, чтобы поведение было целенаправленным, а эмоции — адекватными.
Человек постоянно сталкивается с множеством стимулов, и осмысленность позволяет:
выделять значимое среди случайного;
интерпретировать события и действия других людей;
планировать собственные действия, опираясь на смысл, а не только на импульсы.
В психологии процесс осмысленности активно изучался К. Гольдштейном и А. Гельбом, которые на основе клинических наблюдений показали, как нарушение этого процесса влияет на поведение и восприятие.
В одном из случаев, которые они описывали в своих работах, больной с повреждением нервной системы не мог воспринимать объекты целостно и видел их фрагментарно.
Пример: вместо дворника на улице он фиксировал длинные линии и разбросанные точки.
Несмотря на искаженное восприятие, пациент все равно узнавал объект благодаря осмыслению и интерпретации замен на уровне сознания, что демонстрирует активное участие мышления в восприятии. Сенсорные впечатления у такого больного шли отдельно от мыслительных актов, что приводило к ошибкам и упрощениям в восприятии.
В норме же здоровый человек воспринимает окружающий мир осмысленно, объединяя чувственные данные и логические процессы. И именно это позволяет узнавать объекты, понимать их значение и реагировать адекватно.
Аналогично, при воспроизведении знакомой речи человек легко повторяет слова, а слова на чужом языке могут искажаться, что также отражает работу сознательного осмысления поверх сенсорного восприятия.
Как развивать осмысленность
Осмысленность восприятия — это не врожденная, а развиваемая способность.
Вот несколько способов для ее тренировки:
внимательное наблюдение;
анализ опыта;
рефлексия;
практика: чтение, обсуждение и участие в культурных и образовательных мероприятиях.
Развитая осмысленность помогает человеку принимать более взвешенные решения, управлять эмоциями и прогнозировать последствия своих действий, повышает когнитивную и эмоциональную устойчивость.
Понимание того, как работает осмысленность важно для психологов, педагогов и специалистов по когнитивному развитию, так как это помогает оценить качество восприятия, диагностировать нарушения и формировать стратегии коррекции или развития когнитивных функций.