Осмысленность | Источник: Sora
Фото

Sora

Осмысленность — это психологический термин, который обозначает смысловую наполненность восприятия человеком окружающей действительности.

Говоря простыми словами, осмысленность — это способность психики не только фиксировать стимулы, но и придавать им значение, связывать их с опытом, знаниями и внутренними установками.

Она обеспечивает понимание объектов, явлений и событий, формирует осознанное отношение человека к окружающему миру и позволяет прогнозировать последствия действий.

Признаки

Среди основных признаков можно выделить:

  • Целостность восприятия — человек видит предметы не как набор разрозненных ощущений, а как единую структуру.

  • Связь с прошлым опытом — восприятие соотносится с уже известными знаниями, что позволяет мгновенно идентифицировать объекты.

  • Активное участие сознания — человек осознает, что видит, слышит или чувствует, и при этом способен анализировать значения происходящего.

  • Синтез чувственного и логического — информация воспринимается через органические ощущения, а затем осмысляется мышлением.

  • Предсказуемость и прогнозирование — осмысленность позволяет человеку строить ожидания относительно действий и последствий объектов и событий.

Уровень осмысленности зависит от уровня развития когнитивных функций, эмоционального состояния и внимания. При их нарушении восприятие становится фрагментарным, а реакция на события менее адекватной.

Механизм формирования

Осмысленность возникает как результат взаимодействия психики человека с окружающей средой. Она необходима для того, чтобы поведение было целенаправленным, а эмоции — адекватными.

Человек постоянно сталкивается с множеством стимулов, и осмысленность позволяет:

  • выделять значимое среди случайного;

  • интерпретировать события и действия других людей;

  • планировать собственные действия, опираясь на смысл, а не только на импульсы.

В психологии процесс осмысленности активно изучался К. Гольдштейном и А. Гельбом, которые на основе клинических наблюдений показали, как нарушение этого процесса влияет на поведение и восприятие.

В одном из случаев, которые они описывали в своих работах, больной с повреждением нервной системы не мог воспринимать объекты целостно и видел их фрагментарно.

Пример: вместо дворника на улице он фиксировал длинные линии и разбросанные точки.

Несмотря на искаженное восприятие, пациент все равно узнавал объект благодаря осмыслению и интерпретации замен на уровне сознания, что демонстрирует активное участие мышления в восприятии. Сенсорные впечатления у такого больного шли отдельно от мыслительных актов, что приводило к ошибкам и упрощениям в восприятии.

В норме же здоровый человек воспринимает окружающий мир осмысленно, объединяя чувственные данные и логические процессы. И именно это позволяет узнавать объекты, понимать их значение и реагировать адекватно.

Аналогично, при воспроизведении знакомой речи человек легко повторяет слова, а слова на чужом языке могут искажаться, что также отражает работу сознательного осмысления поверх сенсорного восприятия.

Как развивать осмысленность

Осмысленность восприятия — это не врожденная, а развиваемая способность.

Вот несколько способов для ее тренировки:

  • внимательное наблюдение;

  • анализ опыта;

  • рефлексия;

  • практика: чтение, обсуждение и участие в культурных и образовательных мероприятиях.

Развитая осмысленность помогает человеку принимать более взвешенные решения, управлять эмоциями и прогнозировать последствия своих действий, повышает когнитивную и эмоциональную устойчивость.

Понимание того, как работает осмысленность важно для психологов, педагогов и специалистов по когнитивному развитию, так как это помогает оценить качество восприятия, диагностировать нарушения и формировать стратегии коррекции или развития когнитивных функций.