8 принципов занятий с особыми детьми

Обычные дети от природы «запрограммированы» на обучение и развитие. Они живо откликаются на все новое, пробуют, рискуют, у них есть внутренние стимулы, которые помогают им двигаться вперед. Ребенку же с нарушениями развития — независимо от его диагноза — необходима дополнительная стимуляция, помощь со стороны взрослых, чтобы осваивать новые навыки и исследовать мир.

Для того чтобы эта помощь была действительно эффективной, родителям стоит учесть несколько важных принципов взаимодействия с таким ребенком. О них рассказывает Сара Ньюмен, которая сама вырастила сына с нарушениями развития и написала одно из лучших практических руководств в этой области — «Игры и занятия с особым ребенком».

1. Давайте ребенку больше времени для ответа, чем вам кажется достаточным

Задавая ребенку вопрос, все родители ждут некоторое время ответа. Они делают это бессознательно. Исследования показали, что «время ожидания» у большинства из них примерно одинаково. Однако ребенку с особыми нуждами требуется больше времени, поэтому родителям следует ждать дольше, чем подсказывает инстинкт.

Дети с церебральным параличом испытывают затруднения в управлении лицевыми мышцами: чтобы ответить улыбкой на улыбку, им требуется время. Когда, играя с ребенком, вы ожидаете от него словесного ответа, улыбки или иной реакции, подождите столько, сколько подсказывает вам интуиция, а затем сосчитайте про себя до десяти. Не торопите ребенка. Будьте терпеливыми.

2. Настойчиво повторяйте свои слова и действия

Чтобы добиться от ребенка понимания и отклика, возможно, придется повторять снова, снова и снова. Вы можете чувствовать, что пытаетесь прошибить головой стену, но рано или поздно настойчивость принесет свои плоды.

3. Привлекайте внимание ребенка

Одно из тяжелейших испытаний для родителей связано с недостатком отзывчивости, который часто проявляют дети с особыми нуждами. Чрезвычайно тяжело постоянно отдавать ребенку любовь, время, внимание и заботу и ничего не получать взамен. Все, что вам остается, — не сдаваться и продолжать любить его. Рано или поздно вы получите свою награду, пусть и скромную.

Чтобы привлечь внимание ребенка, когда вы собираетесь с ним играть или заниматься, прежде всего сделайте что-то неординарное, не похожее на то, к чему он привык. Попробуйте сделать свое лицо «интересным», нескучным для ребенка. Вы можете, например:

  • Широко и часто улыбаться.
  • Строить рожицы — морщить нос, поднимать брови.
  • Издавать забавные звуки.
  • Надеть на себя что-то необычное: экстравагантную шляпу, необычные очки (очень большие, цветные, фигурные), большие яркие серьги, «клоунский» нос, маску.
  • Раскрасить лицо.

Еще вы можете легонько подуть ему в щеку. Или даже просто сидеть очень тихо и неподвижно. Перемена в поведении может привлечь больше внимания, чем бурная активность. Никогда не заставляйте ребенка силой смотреть на вас, как бы трудно и долго он ни шел на контакт.

8 принципов занятий с особыми детьми

4. Задействуйте все его органы чувств

Большинство детей с особыми нуждами легче познают новое, если взрослые стараются задействовать все их органы чувств. Это особенно важно для детей с нарушениями восприятия, но очень полезен мультисенсорный подход и для тех, кто страдает недостатком коммуникативных навыков.

Запомните фразу: «Услышал, увидел, сделал!» Вместо того чтобы просто рассказывать ребенку о каком-то предмете, включите и другие способы восприятия. Если речь идет о фруктах, покажите ему фрукты, дайте их подержать, понюхать, поиграть ими и попробовать. Реальный предмет воспринимается гораздо легче, чем картинка в книжке.

Многие дети лучше воспринимают зрительные образы, чем слова. Поэтому недостаточно просто показать или рассказать ребенку, что вы делаете, он должен сам попробовать выполнить то же действие. Можно использовать метод «рука в руке» — взять руки ребенка в свои и помочь ему.

Даже взрослые нередко сталкиваются с этим: слушая объяснение, мы, кажется, все понимаем, а через пять минут все сказанное улетучивается из памяти. Гораздо лучше запоминается то, что мы видели, или пробовали сделать сами, или записывали, — словом, когда усвоение сопровождается действиями, помогающими закрепить новые сведения в памяти.

Используйте:

1. Игрушки, на которые интересно смотреть (ярко раскрашенные, игрушки с мигающими лампочками, мыльные пузыри, разные фонарики и необычные светильники).

2. Физические движения. Качайте ребенка на коленях, щекочите, обнимайте, катайте по кровати, кружите вокруг себя, подбрасывайте и ловите, прыгайте вверх-вниз с ребенком на руках.

3. Звуки. Играйте на музыкальных инструментах и пойте любимые песни. Играйте с ребенком на ксилофоне, используйте «звучащие» игрушки, берите его на концерты, слушайте с ним уличных музыкантов.

4. Запахи. Попробуйте сделать «ароматные коробочки». Возьмите несколько маленьких коробочек, например из-под драже «Тик-так», наполните их пахучими веществами (специями, кофе, чаем, измельченными апельсиновыми корками) и давайте ребенку понюхать. Используйте масла для ароматерапии.

5. Осязание. Давайте ребенку ощупывать предметы, изготовленные из материалов, вызывающих различные тактильные ощущения: гладких (шелк и бархат), грубых, колючих (щетка для волос), холодных, теплых, твердых (камень), мягких (мех) и т.п.

5. Будьте последовательны и предсказуемы в своих действиях

Дети любят четкий режим дня и постоянство окружающей обстановки, потому что хотят понимать, что происходит вокруг них, и уметь предсказывать события: это дает им чувство уверенности и безопасности.

Если ребенок страдает нарушениями восприятия или недостатком коммуникационных навыков, ему может быть трудно понять, что происходит вокруг. Тем более важно организовать его жизнь по принципу четкой повторяемости и постоянства.

Избегайте резких перемен в обстановке: например, если у ребенка нарушено зрение, не меняйте и не переставляйте мебель в квартире. Будьте последовательны и постоянны в своих реакциях на поведение ребенка (особенно дурное).

Создайте для него расписание: ребенок должен вставать, ложиться, обедать в одно и то же время. Соблюдайте четкие правила поведения: например, «есть и пить можно только сидя за столом». Однако расписание не должно мешать жить, поэтому некоторые вариации в нем допустимы и даже необходимы, чтобы предотвратить нездоровую фиксацию на расписании, свойственную некоторым детям.

8 принципов занятий с особыми детьми

6. Обобщайте приобретенные навыки

Слова «ребенок свободно владеет таким-то навыком» означают, что он способен выполнять требуемое действие не только со своими игрушками, но и с незнакомыми предметами, не только дома с родителями, но и в незнакомой обстановке и перед посторонними людьми. В частности, врачи и психологи всегда проверяют успехи ребенка именно таким образом.

Если родители сообщают, что ребенок научился подбирать предметы по цвету, он должен продемонстрировать свое умение не только с тем набором, на котором тренировался дома, но и с незнакомыми вещами. Чаще давайте ему возможность проверить себя: предлагайте незнакомые предметы для игры, побуждайте играть в разной обстановке.

7. Не «застревайте» на одном навыке

Родители часто фиксируются на каком-либо одном умении и развивают его так старательно, словно от него зависит жизнь ребенка. Это может произойти оттого, что окружающие постоянно спрашивают: «А он уже сидит?», «Ну как, он уже пошел?» или может быть связано с собственными представлениями родителей о том, что для ребенка наиболее важно.

В любом случае, подобное «застревание» вредно. Ребенок — целостная личность, его навыки развиваются сложным путем, во взаимодействии друг с другом, и трудно изолировать какое-то одно умение от остальных.

Ребенок должен чувствовать, что его занятие — важное дело, которое необходимо закончить

Например, чтобы положить предмет в коробку, ребенок должен овладеть и физическими навыками — умением брать и отпускать предмет, и интеллектуальным навыком — способностью сопоставить размеры коробки и предмета. Изучение одного навыка может оказать благоприятное воздействие на освоение других, даже если связь между ними не очевидна. Развитие навыков общения помогает ребенку лучше понимать чувства и реакции людей и, таким образом, влияет на поведение.

8. Всегда доводите дело до конца

Если вы просите ребенка выполнить какое-то задание, а он не хочет или не может этого сделать, сделайте это за него, сказав, например: «Хорошо, тогда мама сделает». Ребенок должен чувствовать, что его занятие — важное дело, которое необходимо закончить. Если вы просто пожимаете плечами и переходите к чему-то другому, у ребенка возникает впечатление, что его успех по-настоящему никому не нужен.