alt

«На лето учителя выдали школьникам перечень обязательной литературы: Гоголь, Толстой, Достоевский… Списки длинные, произведения программные. И как раз сейчас, когда надо столько прочитать, с подростком происходит что-то «неправильное». У него друзья, ноутбук, музыка и финал чемпионата Европы по футболу. А еще – ощущение пьянящей свободы и чувство, что школы больше не существует. И книг тоже. А ведь рос читающим ребенком! Родители в отчаянии: что делать?

В первую очередь отделить одну проблему от другой – свое желание видеть ребенка за книгой от задачи подготовиться к новому учебному году. Вспомните: чтение – это общение. Если ребенок не может одолеть «Войну и мир», это не значит, что он глуп и бесперспективен. Просто в данный момент Лев Толстой не входит в число важных для него собеседников. В этом вопросе родительский ресурс влияния ограничен. С какого-то момента нам все труднее говорить: (не) дружи с этим мальчиком (или девочкой), общайся так, а не этак! В отношении книг происходит то же самое. Если подросток интересуется тем, что мы читаем, и ценит наше мнение, это не правило, а подарок судьбы. Утешаться можно тем, что мы много читали ему в детстве. Что прочли, то и стало культурным запасом нашего ребенка. А как его наращивать или преобразовывать, он будет решать сам. И сам будет выбирать формы общения. Если это не криминальная компания, а Facebook (запрещенная в России экстремистская организация), кино или музыка, которые вытесняют книги, то лучшая стратегия – проявить терпение, а самому оставаться книжным читателем. Наши стойкие культурные предпочтения вызывают уважение. И это тоже тактика, которая может сработать, – правда, на фоне доверительных отношений с ребенком.

Об этом

«Родная речь. Уроки изящной словесности» Петр Вайль, Александр Генис

Парадоксальная альтернатива летнему списку литературы – тоненький и остроумно написанный «учебник изящной словесности» вполне способен пробудить у подростка интерес к произведениям Пушкина, Гоголя и Толстого (КоЛибри, 2011).

Что же касается обязательного списка, просмотрите его вместе и выясните, что подростку может быть интересно. Пусть его «обязательства» распространяются на три-четыре книги. Вместе определите сроки, в которые сын (дочь) берется их прочитать. Выполнение обещания придется контролировать. Но это – договор. И в основе его личный выбор. Не забывайте про кино и театр. И есть еще аудио-книги. Их можно слушать не только в дороге, в очереди, но и… в ванной. А если ваш подросток будет принимать ванну немного чаще обычного, это совсем неплохо».

Марина Аромштам, автор книг «Когда отдыхают ангелы» и «Мохнатый ребенок» (КомпасГид, 2011), главный редактор интернет-журнала papmambook.ru для тех, кто читает детям.