alt
Фото
Getty Images

Теория спиральной динамики, изобретенная в 1960 годах американским психологом Клером Грейвзом (Clare Graves), спустя тридцать лет стала популярно благодаря работам его ученика Дона Бека (Don Beck). Но на этот раз – в сфере психотерапии. Спиральная динамика делит эволюцию сознания на последовательные стадии, каждая из которых соотносится с определенным цветом.

Поведением младенца руководят витальные импульсы – как и примитивными племенами. Этому этапу в спирали соответствует бежевый цвет. Ребенок подрастает, ему кажется, что мир полон магии, и его жизнью управляют большие и сильные покровители – как и в традиционных обществах с шаманистскими культами. Это фиолетовый период. Затем следует красный период, когда ребенок утверждает свое эго, нередко в довольно агрессивной форме – точно так же поступают воинственные варварские государства. Позднее наступает синяя фаза: ребенок вступает в сознательный возраст, он стремится привести в порядок мысли и чувства – в обществе эта стадия соответствует периоду формирования современных государств и мировых религий.

ЦВЕТА (ЭТАПЫ) СПИРАЛИ

  • БЕЖЕВЫЙ – первая фаза развития. На первом месте – личные потребности, и главная из них – потребность в безопасности. Соответствует сознанию двухлетнего ребенка и стадии первобытного общества.
  • ФИОЛЕТОВЫЙ – период «мы» (магический период). В возрасте 2-4 лет ребенок идентифицирует себя с семьей, с группой, не отделяет свое «я» от коллектива. В масштабе цивилизации «фиолетовыми» являются общины с сильными шаманистскими культами и верой в духов предков.
  • КРАСНЫЙ – период эгоцентризма. В возрасте 4-8 лет действиями ребенка управляет его своенравное «хочу». Только более сильное, контролирующее начало может заставить его признать потребности других людей. В истории так поступали молодые варварские государства и кочевые народы, стремящиеся к завоеваниям.
  • СИНИЙ – период упорядочения. Ребенок 8-12 лет открывает для себя нормы и правила, учится контролировать себя и сдерживать свои желания, чтобы уживаться с другими. А империи создают сложные политические конструкции и бюрократические системы, чтобы навести порядок в покоренных областях.
  • ОРАНЖЕВЫЙ – период индивидуализма. Подросток ищет свое «Я», пробует силы, проверяет границы своих возможностей. Такое поведение характерно и для обществ Нового времени, жизнь в которых определяют риск, преобразование мира, получение прибыли и конкуренция.
  • ЗЕЛЕНЫЙ – период роста сознательности. Взрослый учиться продумывать свою действия, учитывать возможные негативные последствия для других и для окружающего мира. В «зеленом» обществе царит демократия, людей беспокоят вопросы экологии и рационального потребления.
  • ЖЕЛТЫЙ – период системности. Зрелое «желтое» сознание осознает сложность мира, учится коммуницировать с разными культурами, понимать их логику, стремится наладить контакты между ними. На этом уровне действуют уже не государства, а отдельные компании, организации и люди. К примеру, создатели универсальных языков типа эсперанто и глобальных социальных сетей.

Как нам понять друг друга

Дон Бек много занимался вопросами личностного роста, а также активно путешествовал, в частности, более 60 раз побывал в Африке, где пытался использовать свои навыки, чтобы помочь местным режимам перейти к демократии. Дон Бек пришел к выводу, что многие личные и коллективные проблемы происходят от того, что люди находятся на разных стадиях развития и просто не могут понять друг друга. Но можно помочь людям и обществам с разными «цветами» находить общий язык, несмотря ни на что. Например, как могут выстраивать контакты общества «синего» (теократия или коммунистическая страна) и «оранжевого» (многонациональная страна или торговое объединение) типа? Модель Грейвза и Бека показывает, что похожие проблемы возникают между ребенком восьми лет, озабоченным стремлением к порядку, и восемнадцатилетним подростком, который превыше всего ценит независимость и креативность.

Но этот спектр вариантов целиком присутствует и внутри каждого из нас. Оказывается, этапы развития не сменяют друг друга, как пейзажи за окном поезда, а нагромождаются друг на друга наподобие культурного слоя. Причем это происходит неравномерно: в личности каждого человека сочетание «цветов» уникально и зависит от его жизненного опыта, переживаний и решений, которые он принимает. В нашем мозге постоянно присутствует его самая древняя, «рептильная» часть, где локализованы глубинные влечения, но рядом с ней действует и лимбическая система, ответственная за эмоции, и неокортекс, который отвечает за разум и рациональное мышление... Точно так же и разные стадии спирали сосуществуют в нас и активируются в определенные моменты под влиянием импульсов. Распознать, какой цвет доминирует в настоящий момент – первый шаг к обретению внутренней гармонии, по мнению Дона Бека.

Основные цвета

Жак Фербер (Jaques Ferber), когнитивный психолог из университета Монпелье (Франция), преподает своим студентам спиральную динамику. «Наблюдая за собой, своими желаниями и интересами, мы можем определить, в какой части спирали находимся в данный момент, – объясняет он. – Читатели журнала Psychologies имеют все шансы оказаться «оранжевыми» (характерной чертой это стадии является активный поиск своего Я) или «зелеными» (озабоченность состоянием общества, стремление учитывать чужие интересы в своих действиях). Как правило, люди с домининрованием определенного цвета в спирали находят себя в сферах, требующих соответствующих навыков. Но ценности компании и ее сотрудников могут и не совпадать: например, среди гринписовцев очень много «красных», в то время как в бизнес–среде важно находить компромисс, поэтому там много профессионалов с «зеленой» энергетикой.

Главная идея, которую пытается донести Дон Бек: мы сможем найти путь к бесконфликтному общению, если поймем, что другие не всегда находятся с нами на одном уровне понимания. Это следует помнить в первую очередь тем, кто находится в более высокой позиции. «В развитых странах мы наблюдаем взаимодействие трех основных цветов: голубых (государственников и националистов), оранжевых (либералов и бизнесменов) и зеленых (социал–демократов и экологов), – говорит Дон Бек. – Где три цвета, там три взаимоисключающие логики. Чтобы выйти из тупика, человечество должно выйти на следующий уровень – желтый».

Альянс айфона и бамбука

Человек с «желтым» мировоззрением понимает, насколько сложен мир, и учитывает роль разных моделей мышления и поведения в его развитии. «Желтый» – интегратор по своей сути, он очень подвижен, чувствует себя в своей тарелке повсюду: в исследовательской лаборатории, в синагоге, мечети или храме, и в то же время среди либеральных мыслителей. Американцы называют такой образ жизни «альянсом айфона и бамбука». «Желтый» часто эффективен как переговорщик, поскольку знает, какие аргументы подействуют на других людей. Он пользуется «оранжевыми» аргументами (интерес, причинно–следственная логика, преимущества), разговаривая с предпринимателями и главами корпораций; в разговоре с религиозными деятелями и членами традиционных обществ он будет использовать доводы из «фиолетового» арсенала (семейные ценности, моральные предписания, внутренняя интуиция). «Сегодняшнее поколение Z, поколение двадцатилетних, очень хорошо подходит под это определение, – уверен Жак Фербер. – Оно умеет общаться на разных уровнях, быстро переключаться с одного дела на другое, оно мобильно и открыто для нового опыта. Как раз те качества, которые соответствуют желтой стадии».

Дон Бек – бизнес-консультант, автор нескольких книг по мотивации и лидерству, в том числе «Спиральная динамика. Управляя ценностями, лидерство и изменениями в XXI веке (Открытый мир, 2010).