«Я не могу усидеть на месте»

Петр, 41-летний фармацевт, рассказывает: «Однажды мое тело сказало «хватит!» В мае 2013 года у меня возникли проблемы с сердцем. И врачи велели научиться отдыхать, делать все медленно (даже есть и ходить), расслабляться, избегать стресса. Сначала мне было трудно, я больше не чувствовал себя собой — сколько я себя помню, я куда-то бежал. Мне пришлось изменить все свои привычки... и мне это неожиданно понравилось. И жене и дочери тоже. Непрерывное движение утомительно и для тех, кто рядом».

«Просто сидеть и ничего не делать? Зачем? — недоумевает 39-летняя Галина, флорист. — От безделья я устаю. И времени жаль! Я c детства непоседа, это характер, его не изменишь. Да у меня и выбора вообще-то нет. На мне дом и двое сыновей-подростков, а еще работа, так что приходится все успевать, вертеться. Гиперактивность вредна только детям!»

С возрастом, считает Галина, пропадают причины беспокоиться по этому поводу.

«Гиперактивность возникает в раннем детстве вследствие нарушения работы нервной системы, — поясняет возрастной психолог Наталья Евсикова. — С годами ее симптомы сглаживаются. Специалисты считают, что гиперактивны примерно 10% детей и 6% взрослых. Но у повышенной активности взрослых могут быть и другие причины».

Я заполняю внутреннюю пустоту. Суетливость может быть связана с моделями поведения и правилами, привычными с детства, считает психоаналитик Мишель Деклерк.

«Некоторые родители говорят: «Пошевеливайся! Не сиди сложа руки!» Они придают значение действиям, а не внутренним ресурсам ребенка и подталкивают его к тому, чтобы все время что-то делать, вместо того чтобы просто быть».

Став взрослым, такой человек страдает от пустоты, непрочности, нехватки внутренних ресурсов.

«Он боится одиночества, боится оказаться лицом к лицу с самим собой, со своими желаниями, своей неудовлетворенностью, — заключает Мишель Деклерк. — Он заполняет свою жизнь снаружи, чтобы исчезла пугающая пустота внутри».

Я не могу сосредоточиться. Есть разница, делаем ли мы множество дел и успешно завершаем большинство из них или, взявшись за что-то одно, бросаем на полпути, чтобы заняться другим.

«Взрослый человек управляет своим поведением, он способен выбирать объект и удерживать его в фокусе внимания, — продолжает Наталья Евсикова. — Мы тренируем это умение, когда делаем нечто с заданной целью: учим иностранный язык, читаем книгу ради знаний, а не только ради развлечения».

Но этому важному навыку неоткуда взяться, если мы следуем лишь за сиюминутными импульсами. Трудно сосредоточиться, если совсем не умеешь этого делать.

Я это делаю по требованию общества. Сегодня мир приветствует активность. Мы можем (или должны?) делать тысячу дел одновременно.

Получается, что тот, кому трудно усидеть на месте, «соответствует современным социокультурным нормам, — подтверждает Сильвия Кади, директор Международного центра психосоматики. — Такой человек защищает себя от чувства вины, связанного с пассивностью, которая воспринимается как синоним неэффективности и лени».

Вплоть до того, что совсем не сидит на месте?

«Это проблема того, насколько близко к сердцу мы принимаем внешние требования, — продолжает она. — Некоторым из нас проще подстроиться под обстоятельства, чем разбираться, что и почему происходит».

Что делать?

Найти себя в настоящем

Различные техники — расслабление, аутотренинг, йога — помогают прекратить безостановочный бег и учат чувствовать момент настоящего, не застревая мыслями в прошлом и будущем.

Описать поведение словами

Порой мы даже не замечаем, как переходим от одного к другому, и только потом чувствуем беспокойство вместе с накатывающей усталостью. Попробуйте чаще (для начала один раз в полчаса) задавать себе вопрос: «Что я сейчас делаю?» — и про себя описывайте свои действия словами. Постепенно вы начнете отличать бесцельную и хаотическую деятельность от той, которая вам полезна и отвечает вашим целям.

Заняться новым видом спорта

Те, кто живет в постоянном движении, часто люди спортивные. Но они не щадят себя, выкладываясь в ходе соревнования. Чтобы упорядочить ритм вашего тела, рассмотрите более гармоничные варианты физической активности, предусматривающие время для активных действий, время для расслабления и время для размышлений. Тело нуждается как в напряжении, так и в его отсутствии: так оно достигает равновесия.