Без вины виноватые: почему учителя становятся объектами травли со стороны подростков

Кадр из сериала «Обоюдное согласие»

Фото

Кинопоиск

Почему подростки травят учителей

«Большинство конфликтов между учителем и учениками возникает, когда последние находятся в подростковом возрасте. И это объяснимо: у них меняются физиология, психика, они переживают самый тяжелый кризис в своей жизни. Прежде чем принимать на свой счет претензии подростков и обижаться на них, педагогу лучше всего вспомнить о том, что подростки — это отягощенные своими гормональными изменениями люди, и дело тут чаще не в учителе, а именно в них: они не в состоянии управлять собой», — отмечает Дмитрий Фадеев, преподаватель Гуманитарного института РосНОУ, практикующий психолог, когнитивный психолог в образовании и управлении.

Каждый подросток, как он утверждает, это «пороховая бочка», поэтому ни в коем случае нельзя создавать ситуации, которые могут показаться ему несправедливыми, — например, ставить двойку в журнал по математике за плохое поведение. Если учитель собирается применить какие-то взыскания, наказания и меры, он должен сначала доступно объяснить ученикам, почему он так поступает.

Важно заранее и по нескольку раз проговаривать правила отношений между педагогом и детьми

Эти правила должны быть прозрачными и нерушимыми, особенно со стороны учителя. Подростки уважают последовательность (сказано — сделано, создали правила — правил придерживаются все, без отклонений и исключений) и не любят тех учителей, кто сам нарушает придуманные им же правила, у кого есть «любимчики», «мальчики для битья» и «козлы отпущения».

При этом поводом для буллинга может стать не только несправедливость, но и беспомощность педагога — особенно когда он «новенький» в школе. Как быть в такой ситуации?

«В любой ситуации конфликта учитель ни в коем случае не должен пытаться отстраниться от подростков, демонстрируя свою педагогическую авторитарность или, наоборот, впадая в позицию жертвы и обижаясь, — утверждает психолог. — Каждому педагогу, который работает в средней или старшей школе, нужно натренировать себя не впадать в позицию „угнетенного“. Как только учитель дает слабину и сам себя начинает чувствовать жалким, сам себя начинает мысленно ставить ниже учеников по финансовому или еще какому-либо положению, он формирует внутреннюю готовность к издевательствам. Подростки чувствуют, кто готов дать или уже дал слабину».

Еще одна из причин для агрессии в сторону педагога — это ощущение собственной бесполезности, с которым сталкиваются многие подростки

«Когда ученик чувствует свое отставание от сверстников, он изо всех сил, любыми методами и средствами стремится компенсировать эту несправедливость. И если учитель демонстративно укажет ему на глупость или оплошность перед одноклассниками, начнет его публично распекать или позорить, желая добиться улучшения поведения, то он, и без того агрессивный из-за гормонов, сразу начнет остро реагировать. Или, наоборот, затаит злобу и будет пытаться разрешить ситуацию неподобающим поведением, срывом уроков, обвинениями учителя.

Свой интеллектуальный недостаток, свое непонимание он сделает незаметным, отобрав власть у учителя. Ведь дискредитируя учителя, подросток стремится выглядеть сильным и властным на его фоне», — подчеркивает эксперт.

Без вины виноватые: почему учителя становятся объектами травли со стороны подростков

Кадр из сериала «Обоюдное согласие»

Фото

Кино Mail.ru

Как учителю реагировать на буллинг

Многие педагоги не рассказывают о буллинге, так как опасаются, что их сочтут некомпетентными, — этим страхом учитель сам себя загоняет в ловушку одиночества, из которой трудно выбраться и победить буллинг. Если педагог боится жаловаться, то стоит подобрать другую, конструктивную форму сигнализирования. Например, сообщить классному руководителю о ситуации, чтобы тот был в курсе событий и принимаемых педагогом мер по решению конфликта.

«Идеальным выходом будет созыв конфликтной комиссии, в которую войдут пострадавший педагог, классный руководитель, социальный педагог, завуч и дети, которые считают, что учитель повел себя неправильно. Сама ситуация должна быть рассмотрена как общая проблема: между учителем и учениками возникло недопонимание, всем вместе нужно решать конфликт.

Учитель ни в коем случае не должен в одиночку противостоять давлению — он и так не сильно социально защищен

Когда возникает ситуация травли педагога, то это больше вопрос к администрации школы, чем к каждому конкретному учителю. Если завучи, директор и его заместители заинтересованы в своих учителях, то они обеспечат необходимые условия для защиты своего педагога», — уверен Дмитрий Фадеев.

«Несмотря на то, что в настоящее время фигура педагога несколько обесценена и не имеет такого авторитета, как раньше, поддержка со стороны коллег и административного состава играют большую роль в профилактике травли, — соглашается Марина Хмелькова, доцент кафедры общей психологии и психологии труда РосНОУ, канд. псих. наук. — Такие случаи в столичных образовательных учреждениях возникают, но единично, а не массово. Многое зависит от позиции школы и самого педагога: когда педагог демонстрирует четкую личностную позицию, хорошее знание предмета, тогда вряд ли ребенок, присутствующий на занятии, будет „обнулять“ его знания и авторитет».

Бывает, к сожалению, и так, что к буллингу подключается администрация образовательного учреждения. В таком случае меньшим из зол будет поискать для себя более безопасное место трудоустройства, нежели воевать одному против всех.

«Если педагога из школы начинают выживать завуч и директор, на такую бесплодную войну он потратит много времени и сил и будет готовиться не к урокам, а к выживанию. Эмоциональная усталость учителя будет еще больше провоцировать претензии родителей, учеников, качество образования начнет падать из-за потери сил», — объясняет Дмитрий Фадеев.

Когда слово берут родители

Нередко на сторону учащихся в противостоянии с педагогами становятся родители. В таком случае психологи рекомендуют обратить конфликт в общую проблему через «мы-сообщения», например, заменить обвинительный приговор «Ваш ребенок — плохой» на фразы «У нас с вашим ребенком возникли затруднения» или «Мы не можем договориться».

«От этой «войны», от преследования педагога, объективно проигрывают все стороны: ученик, родители, учитель, администрация. Это очень важно донести до родителей. Бывают педагоги, которые обучали еще мам и пап своих учеников — у них сохраняется позиция «переговоров сверху вниз». Это может спровоцировать дополнительную агрессию, невзирая на его благие побуждения, — рассказывает Дмитрий Фадеев. —

Чтобы этого не происходило, учителю нужно встать в позицию равного и обратить внимание родителя на общие интересы: «Я хочу, чтобы ваш ребенок учился хорошо. Вы хотите, чтобы ваш ребенок учился хорошо. И ребенок хочет учиться хорошо».

А затем прощупывать точки несовпадения общих интересов, так называемые «дефициты», переходить к выслушиванию конкретной аргументации

«По-моему, у нас с вами сейчас много эмоций и мало «рацио», нам не хватает спокойствия для обсуждения вопроса. Давайте попробуем вместе трезво посмотреть на ситуацию», — такие фразы учителя расположат родителей к себе, вызовут в нем чувство солидарности. И говорить нужно не об избытке негатива, а о недостатке позитива, избегая обвинительного тона. «У нас с вами возник дефицит понимания». И уже в дальнейшем обсуждении отталкиваться от обозначенных дефицитов».

Также психолог призывает учителей не реагировать на провокации или даже открытые оскорбления со стороны родителей. Они, как и их дети, могут выборочно записывать на диктофон или видео ответы, даже если первыми проявили агрессию. Педагогу важно тренировать волю и разговаривать о том, что недополучают родители или же ученик в образовательном процессе.

Без вины виноватые: почему учителя становятся объектами травли со стороны подростков

Кадр из сериала «Обоюдное согласие»

Фото

Кино Mail.ru

Плывущие против течения: польза «белых ворон»

В психологии распространены понятия «малая группа» и «эффект заражения». Инициатором буллинга может выступать один школьник или даже студент, но в связи с общей склонностью людей к конформному поведению его примеру, из страха стать изгоями, могут последовать остальные.

«Поделюсь личной историей. Однажды я замещала преподавателя на другом факультете. Студенты предложили всем „сбежать“, но один обучающийся отказался — и сразу стал „плохим“. Многое зависит от конкретной личности: попадет она под влияние большинства, прогнется — или сможет выстоять, даже под угрозой стать „белой вороной“. А именно такие „белые вороны“ как раз очень помогают предотвратить травлю», — утверждает Марина Хмелькова.

Такие «белые вороны», а вернее ученики с твердым внутренним стержнем, действительно могут стать отличной моральной поддержкой учителя

Могут помочь быть более социально активными — не молчать о том, что есть проблема. «Есть позитивные опыты группового вмешательства в процесс буллинга: от использования фраз „вы мешаете нам учиться“ до оказания помощи с учебой, чтобы не усиливать, а уменьшать контраст в классе», — заключает Дмитрий Фадеев.

За последние тридцать лет российское общество претерпело серьезные внутренние изменения: поменялись представления о здоровом взаимодействии между участниками образовательного процесса, ролях и функциях учителя, трансформировалось само понятие авторитета и свойственных ему атрибутов. Следует помнить, что школа — это наше общество в миниатюре, а взаимоотношения между учениками и учителем — это отражение уклада общества, его идеалов, установок. Проблема травли — прежде всего отражение социальных дефицитов, но разговор об этом — уже совсем другая, более глобальная история.