Дети и гаджеты: 7 принципов здоровых отношений

Разговоры об «экранной диете» для детей все чаще начинаются с признания банального факта: планшеты и смартфоны — часть нашей жизни. С их помощью мы общаемся, работаем, учимся, творим, расслабляемся. А раз так, стоит ли удивляться, что наши дети следуют за нами?

«Сегодня более 30% детей до двух лет используют мобильные устройства для игр, — говорится в отчете Американской академии педиатрии от 2015 года. — Около 75% подростков имеют личный смартфон, 24% из них признаются, что постоянно им пользуются». Можно ли такие отношения с электроникой считать здоровыми?

Время, которое дети проводят у экранов, давно волнует педиатров и детских психологов. Как рано можно давать ребенку в руки планшет или сажать его перед компьютером? Стоит ли позволять ему возиться с устройством каждый день? И как все это отражается на здоровье и развитии детей?

Различные исследования уже выявляли негативные эффекты раннего приобщения к цифровым устройствам: недоразвитие речи и социальных навыков, проблемы с вниманием, памятью, эмоциональной сферой.

В то же время специалисты напоминают, что нездоровые отношения с техникой часто становятся результатом родительской небрежности. Слишком велик соблазн занять малыша мультфильмом или игрой, чтобы выкроить время для своих дел.

Непродуктивным педиатры считают и подход, при котором смартфон используется лишь как награда

На симпозиуме «Growing Up Digital» в октябре 2015 года Американская академия педиатрии представила новые рекомендации для родителей. По мнению авторов, мобильные устройства могут быть полезны только в том случае, если ребенок будет осваивать их вместе с родителями, постигая цифровой мир через общение.

Некоторые указания остались в силе: родителям не следует давать мобильные устройства детям до двух лет, а также позволять ребенку проводить больше двух часов в день перед экраном.

Новые принципы касаются скорее не времени, а качества отношений между ребенком и гаджетом.

1. Установите единые правила. Дети ведут себя в виртуальной среде так же, как и в любой другой. Везде должны быть границы, которые будете уважать и вы, и ребенок.

2. Начните с себя. Помните, что дети копируют ваше поведение. Пересмотрите свои отношения с цифровыми устройствами. Как много времени вы им уделяете? Как часто проверяете почту, новости или обновления? Выделяете ли вы себе дни, свободные от электроники?

3. Делайте открытия вместе. Будьте посредником в отношениях ребенка с цифровым миром. Побуждайте его исследовать, задавать вопросы, будьте готовы сами отвечать и делиться опытом.

4. Концентрируйтесь на содержании, а не на времени. Качество контента важнее времени, которое ребенок проводит перед устройством. Пусть в приоритете будут образовательные игры и программы, которые помогали бы ребенку тренировать навыки внимания или общения. Выбирайте те приложения, которые разрабатываются совместно с детскими психологами и педагогами или получают их одобрение.

5. Выбирайте игры, связанные с общением. Помните, что гаджет должен быть инструментом, а не суррогатом общения. Избегайте одностороннего обмена, при котором от ребенка требуется минимум вовлеченности в происходящее. Вместо просмотра видео выбирайте интерактивные программы, общайтесь удаленно через скайп или другие программы-мессенджеры.

6. Используйте потенциал социальных сетей. Присутствие в социальных сетях особенно важно для ребенка-подростка, который только учится выстраивать собственную идентичность и ищет одобрения других. Если в этот момент вы будете рядом, он сможет лучше понять принципы сетевой жизни и избежит ошибок.

7. Создавайте «свободные зоны». Выделяйте островки пространства (в спальне, на кухне), которые всегда будут свободны от устройств. Дайте ребенку понять, что приносить сюда планшет или смартфон нельзя. Позаботьтесь о том, чтобы время, выделенное для сна и семейных трапез, было «священным».