Дети остаются без поддержки взрослых: «Гарри Поттер» глазами семейного терапевта
Фото
Кадр из фильма «Гарри Поттер и дары Смерти»

Сильные и смелые, хорошие дети в мире сильных и смелых, хороших и не очень, откровенно чудовищных, но всегда дистанцирующихся взрослых.

На поверхности это захватывающая история успеха — и благодаря, и вопреки всему. Нереалистичная не только потому, что иногда столь желанной волшебной палочки в реальном мире не существует, но и потому, что главные герои нарушают правила без последствий, рискуют и всегда выигрывают без потерь. Это супергерои, про которых так приятно читать, это на время отдаляет нас от чувства беспомощности, если оно случается. Команда, любовь, забота и верность — спасение. Зло будет повержено. Прекрасная сказка!

Чуть глубже — иногда фоном, иногда наводя фокус — мы видим опыт проживания боли, отчаяния, одиночества, страха. Джоан Роулинг находит место всей полноте и гамме тяжелых и страшных переживаний, от тревоги до безумия. У нас есть возможность наблюдать, как по-разному можно справляться с трудностями: объединяться ради, объединяться против, присоединяться к сильному, помогать слабым, уединяться, уходить в фантазии. 

Гарри Поттер

Дальше мы можем следить за героями и фантазировать, почему именно он или она именно так справляются, делают именно такой выбор. Почему именно Гарри (не считая его литературной «избранности») становится героем без страха и упрека? Вероятно, потому, что он привык с раннего детства полагаться только на себя, заботиться о себе, учитывая других из страха, а не по любви, и жить с постоянным риском насилия. Довольно трудно взрослеть и заводить отношения в «мирное» время, когда все твои навыки хороши для выживания. 

Гермиона

Такая незаменимая, когда надо проявить настойчивость, найти способ справиться — супердевочка, сильная, смелая, умная. Она влюбляется в Рона, который не разделяет ее привязанности к структуре и усилиям. Когда ты привык быть всегда на высоте и брать на себя ответственность за других, есть вероятность, что близкому надо будет создавать для тебя стабильную возможность за ним ухаживать, вольно или не вольно, не беря ответственность за себя.

Рон

Верный, и он прекрасен в этом, он видит и ценит все самое хорошее в близких друзьях. В нем, как в зеркале, можно видеть свои лучшие стороны. Однако как другим, так и ему самому сложно увидеть его собственные желания. Это может быть похоже на то, как он рос — в безусловно теплой, заботливой и любящей семье, но всегда в тени старших братьев. 

И немного о взрослых

Взрослые, не жалеющие детей. Даже самые лучшие. Нужна ли сильная команда по квиддичу, есть ли старые незажившие раны и дети своим видом сыплют на них соли? Мудрец ли ты, предвидящий победу через страдания? Все делают свое, потому что знают или хотят как лучше. Никто ничего не объясняет, не раскрывает карт. Риск для жизни детей не важен, важен престиж факультета.

В целом у детей довольно много свободы и мало контроля со стороны взрослых. Это, безусловно, развивает ответственность, силу воли, умение принимать решения. Но не будем забывать, что это сказка. Поэтому, размышляя о том, хорошо ли повлияло на многих «детство с ключом на шее», стоит учитывать «ошибку выжившего».

Вероятно, на эту историю можно в широком смысле смотреть как на ситуацию глобального кризиса, постепенно разворачивающейся опасности из мира взрослых, которым приходится мобилизоваться, искать способы справляться. И мы видим, как в этом мире растут дети, как они остаются без поддержки занятых взрослых, как взрослые опираются на парентифицированных детей, как это может приводить к волшебному успеху и какой ценой он дается.

Ирина Мороз

Системный семейный терапевт, ЭФТ-терапевт.