Терапевтическая игра: как наладить связь с ребенком

Представим: у ребенка в детском саду строгая воспитательница. Ребенок плачет, а мама полагает, что ему просто трудно адаптироваться. Она убеждает малыша, что в садике хорошо и интересно. А ему там невыносимо страшно, а теперь еще одиноко оттого, что мама его не понимает. Ребенок плачем сообщает о неблагополучии, а родители уверены, что это детские капризы и отстаивание своих интересов.

Или, к примеру, маленькая девочка боится замкнутого пространства. Слова «клаустрофобия» она еще не знает и не может пояснить, что с ней происходит. Поход в гости с родителями в час пик неизбежно связан с давкой в автобусе. Девочка обожает ходить в гости, но как только приходит автобус, поворачивается и бежит от него что есть духу. Естественно, родители думают, что это изощренный каприз, и упрекают ребенка в эгоизме. Ребенок замыкается.

Как же понять, почему расстраиваются дети?

Чаще всего проблема ребенка связана с родителями — с их неумением правильно общаться, воспитывать, разъяснять и обучать. Конечно, они не обязаны быть психологами, но кое-что из детской психологии может быть крайне полезным.

Так, лучшим помощником для родителей может стать игра. Ребенок не всегда в состоянии осознать и сформулировать свои чувства словами, но через игру родители смогут понять многое.

Главная цель такой игры — помочь ребенку справиться с психологическими проблемами, укрепить эмоциональную связь с ним

Если процесс организован правильно, за несколько сеансов ребенок способен избавиться от неприятной симптоматики.

Как выглядит родительская терапия и какие вопросы она способна решить?

«Два раза в неделю в специально отведенное время мы с тобою будем играть так, как ты захочешь», — так родители сообщают ребенку о начале игровой терапии.

Если в семье есть несколько детей, то игровое занятие проводят только с одним ребенком. Необходимо позаботиться заранее и чем-то занять остальных детей.

В комнате, где будет проходить игра, выставляются игрушки. Их не должно быть много. Игрушки помогают ребенку на метафорическом языке рассказать, что его беспокоит.

Агрессивные чувства он выразит, выбирая «кусачие» игрушки, звучащие молоточки, солдатиков и различные виды оружия. Тревогу и страх «проговорят» бабки-Ежки, драконы и остальные мифические существа, а также песок, вода и другие творческие материалы. Погрузиться в атмосферу семьи и того, что в ней происходит, помогут куклы и пупсы. Иногда, чтобы ослабить сопротивление, лучше приобрести игрушечные семейства животных (кошек, собак, лошадей).

Машины и другой вид транспорта помогают приближаться и удаляться от того, что дорого или тревожит. Домики дают безопасность и показывают степень открытости ребенка, его желания коммуницировать.

Обязательно включите в игру неструктурированные материалы: бумагу, краски, карандаши, пластилин — и предметы с непонятным назначением. Они помогут развиться фантазии ребенка.

Специальная игра длится 45—50 минут. Родитель не предлагает ребенку тему занятия. Он наблюдает, что делает малыш, и комментирует его действия.

  • «Машина повезла щеночка в лес» — это правильная интерпретация.

  • «Щеночек один поехал на машине в лес. Как же так, без разрешения и мамы?» — это неправильная реакция. Здесь мы видим тревогу матери, а не желание понять, почему щенок уезжает в лес.

Родители только отражают то, что происходит в игре:

- О, как быстро заяц убегает от лисы!

- Да, он ее боится — вдруг она его съест.

- Заяц боится, что лиса его съест, и поэтому убегает.

Играющий взрослый озвучивает действия, которые совершают персонажи. Это помогает ребенку вступить в контакт и научиться взаимодействовать.

Активное слушание — участие в игре без советов. Родители не управляют игрой, не подсказывают, не навязывают сценарий развития событий.

Очень важно безусловное принятие, когда ребенок может абсолютно свободно самовыражаться в пространстве игры. Без осуждения и морали. В игре родитель не замечает ошибок, не исправляет речь, он наблюдает и помогает разворачиваться сюжету под руководством ребенка.

Через 50 минут игра заканчивается. Родитель сообщает: «На сегодня все, но через два дня мы снова поиграем в эту специальную игру».

Могут возникнуть вопрос: а как же вести себя после этой сессии? Все просто. Это была специальная игра, которая проходит в отведенное время (всего 50 минут). После нее вы позволяете ребенку заниматься тем, что ему интересно. Иногда вы в этом участвуете, а иногда — нет.

Случай из практики

Софии девять лет. Ее родители развелись. Она живет с мамой и отчимом, а выходные проводит с отцом. Каждый раз, возвращаясь от него, становится грубой, дерзкой и неуправляемой. Разговоры и дисциплинарные воздействия ни к чему не приводят. Девочка отдаляется, потом плачет, просит прощения у мамы и отчима. Наступают выходные, и все повторяется снова.

Когда после очередного конфликта мама предложила не поговорить, а поиграть в специальную игру, София взяла листок бумаги и нарисовала дуб. В самом его центре дупло. Девочка объяснила, что в дупле живет семейство белок: папа, мама и бельчонок. Мама с бельчонком раньше жила на другой поляне. Но там их сильно обижал филин, ночью громко «гугукал», не давал спать и пугал. Мама-белка пошла искать другую поляну, там встретила нового мужа. Они обжили новое дупло, а филин иногда прилетал на их поляну и просил бельчонка с ним поиграть, потому что теперь ему стало одиноко.

Стало очевидно, что девочка оказалась в ситуации разводного семейного кризиса. У нее возник конфликт лояльности, чья она дочь: мамы-бельчихи или папы-филина?

Четыре родительские игровые встречи София рисовала истории, где было много отрицательных чувств, агрессии и черного цвета. Иногда она зачеркивала готовый рисунок, что говорило о ее отрицании.

- Ты зачеркнула это. Тебе не хочется больше рисовать на эту тему, — отражала увиденное мама.

- Какой смысл? Все останется так, как есть.

- Ты расстраиваешься оттого, что бельчонок не способен повлиять на ситуацию. Понимаю, как это трудно.

- Да, бельчонок боится сделать кому-то больно, если сделает выбор.

- А зачем выбирать? Иногда можно просто общаться. Иногда родители разводятся. Дети не виноваты в этом. Но мама всегда будет мамой, а папа папой. Бельчонок может общаться и любить обоих. Ему не надо делать выбор. А свои взрослые проблемы белка и филин решат сами.

София заплакала.

А потом взяла листок бумаги, нарисовала дерево: дуб с дуплом. И рядом березу — на ней свил гнездо филин. Когда бельчонку хотелось, он бегал играть в гнездо, но большую часть времени жил в дупле с мамой.

Маме удалось создать безопасное пространство, поговорить с дочерью на метафорическом языке игры. София высказала то, что накопилось в душе, поделилась тревогой и наконец почувствовала себя услышанной.

Татьяна Чернева
Татьяна Чернева

Руководитель и учредитель Фонда помощи и поддержки несовершеннолетних детей и пенсионеров «Звездный порт», психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии.

Личный сайт