Твари дрожащие или право имеют? Вся правда и ложь о зумерах глазами одного из них | Источник: Шедеврум
Фото

Шедеврум

В мире скоро не останется вещей, которые «не изобрели зумеры», — избинг, монастыринг, нытинг, слипинг, итинг, дринкинг и еще 250 удивительных трендов, от которых вздрогнет советское поколение.

Вероятно, ученые вот-вот заметят сейсмическую активность от того, как вздрагивают и постсоветские россияне: как их представитель, а именно старший зумер, выросший в нулевые и десятые, я вместе со сверстниками не перестаю удивляться, читая в новостях, что мы вновь что-то создали. И каждый раз это «что-то» оказывается простым, советским и известным… чем угодно с английским окончанием «-инг».

Как бы так сказать? Мы, молодые до тридцати, от всего этого в чистом шокинге еще до завтракинга и кофинга, ой, матчинга.

Совершенно инфернальным и апогейным примером в медиаполе стал «дуркинг» — тренд, когда зумеры начали массово ложиться в психиатрические клиники. Какие только CМИ про него не написали, но простой фактчек уберег нашу редакцию от участия в этом конвейере бреда: ни доказательств массовости (кроме одного видео без контекста), ни участия в этом зумеров количеством больше нуля обнаружено не было. И все это натолкнуло меня на мысль: а в чем же еще медиа «обвинили» мое поколение?

Без вины виноватые

Слишком ленивые

День прожит зря, если пользователь интернета или анонимный тролль не выложил вирусный пост, в котором вновь проехался по лени зумеров. Работать-то мы не умеем, чуть что — в первый день увольняемся, а в идеале жизнь и вовсе провели бы как Емеля на печи, но с поправкой на XXI век — с матча-латте на кушетке у психолога с телефоном в руке. Главный аргумент — что, например, зумеры приобрели привычку увольняться сразу при устройстве на работу: такие истории раз за разом становятся обсуждаемыми в соцсетях, вызывая негодование старшего поколения и неловкость — у младшего.

Конкретной статистики о том, насколько это явление массово, пока что нет — но отдельные деловые медиа уверенно выстраивают нарратив, что подобная практика встречается чаще, чем кажется. Издание Fortune в марте 2025 года, например, обвинило поколение Z в джобгостинге (игнорировании работы) — мол, 93% зумеров не появляются на собеседованиях, а 87% не приходят на работу в первый день. Речь, правда, идет о Великобритании, а главной причиной, почему молодые люди так поступают, стал страх «брать на себя ответственность за карьеру». Но так ли все однозначно?

Источник

Соцсети

Сами зумеры, если посмотреть на эту проблему более холодным взглядом вне острых дискуссий в интернете, не так уж категоричны — и, скорее всего, вряд ли так уж массово готовы уходить с новой работы в первые же 24 часа. Редактор Psychologies.ru Сабина Шмакова в колонке об увольнениях зумеров в первый рабочий день признается, что в профессиональном вопросе, как и в вопросе отношений, важно находить «золотую середину», а не бросаться в крайности.

«Увольняться „просто потому что“ — потому что цвет стен в офисе не тот, потому что коллеги не понимают мемов, потому что много задач, а хотелось больше свободного времени — действительно инфантильно, — говорит Сабина. — Однако это также не значит, что нужно оставаться на работе, где в первый же день вскрылись все нарывы, замаскированные во время собеседований: токсичные коллеги и/или начальство, культура переработок, не соответствующая система оплаты труда, нереальный объем задач и их несоответствие оговоренной вакансии. Просто во всем нужна золотая середина».

И здесь любопытно, что даже за всей интернет-критикой зумеров пока что не было замечено оснований, которые бы намекнули на то, что такие же взвешенные размышления не характерны большинству других представителей поколения Z

Вполне вероятно, что за страхом брать на себя ответственность за карьеру могут стоять и другие причины уйти «здесь и сейчас» — например, неуверенность в выбранном пути, неподходящие условия, сомнения в себе и, наконец, альтернативное и более подходящее место работы.

Все те же исследования, в свою очередь, говорят, что зумеров можно обвинить во многом, но точно не в лени: большинство из тех, кому еще нет тридцати, уже имеют опыт работы на нескольких вакансиях одновременно. Этот тренд медиа, невольно разрушая миф из соцсетей о «ленивых зумерах», называют поливоркингом — или, если беречь корни русского языка, простым советским многостановничеством.

Но и тут есть своя проблема: глобально и исторически поливоркинг — фишка не только зумеров, но и миллениалов, иксеров, бумеров и всех других людей разных эпох, которым приходилось кормить семью, платить кредиты, страховки и многое другое. В нашем материале «Что такое поливоркинг — блажь зумеров или путь в могилу?», к слову, замечания на этот счет тоже есть: пользователи Reddit там были не на шутку в ярости от того, как работу на трех работах СМИ превратили в зумерский тренд, в то время как в реальности это — один из немногих и даже вынужденный способ выживания в мире с нестабильной экономикой.

Не понимают время по стрелкам

Убеждение, будто зумеры не понимают, сколько время показывают аналоговые часы, — моя личная боль. В моем окружении по ним умеет ориентироваться каждый, но соцсети старательно заставляют меня поверить, что любой мой ровесник сойдет с ума от фразы «без пятнадцати два» — и просто убежит в лес.

Опровергать этот миф как будто бы смешно, но все-таки нужно. Оказывается, поколение Z знает, что такое аналоговые часы (так же, как и догадывается о смысле и предназначении CD-дисков, видеомагнитофонов, ксероксов и прочих хитровыдуманных штуковин — мы, в конце концов, выросли вместе с ними) не хуже других. Один из опросов показывает, что лишь 1 из 6 человек не может определять время по привычным стрелкам часов: большая часть из этой статистики — 21% — зумеры, но следом за ними почти вровень идут миллениалы (19%) и респонденты от 35 до 44 лет (15%).

Источник

Соцсети

Финансово неграмотные

Этот топик — палка о двух концах. С одной стороны, эксперты по экономике в самом деле убеждены, что базовые финансовые вопросы для зумеров — по-прежнему загадка: и дебет от кредита не отличат, и в ипотеку влезут тогда, когда ставка самая невыгодная. Но с другой — все те же лица говорят об искреннем желании поколения Z понять, что к чему, и обучиться финансовой грамотности как можно скорее.

Во-первых, потому что даже двадцатилетние понимают, как важно уметь откладывать средства — даже если сами пока не имеют такой возможности ввиду недостаточно высокого дохода. На это указывают специалисты Bank of America, подсчитавшие, что в 2024–2025 годах 72% зумеров уже предприняли шаги по улучшению своего финансового положения — например:

  • 51% откладывает деньги на сбережения;

  • 41% старается сократить траты на питание вне дома;

  • 24% активно стремятся погасить долги и кредиты;

  • 23% приучают себя делать покупки в более бюджетных магазинах.

Во-вторых, навыку бережно обращаться с деньгами помогают и своеобразные, но все-таки полезные челленджи — в духе флешмоба No Buy, в рамках которого зумеры учатся отказываться от ненужных или излишних покупок на срок от месяца до года, или эстетики недопотребления, которая помогает избежать расточительства. Выходит, что финансовая неграмотность зумеров — проблема хотя и реальная, но в то же время решаемая самыми разными и порой неочевидными путями, которые требуют практического и даже игрового и соревновательного, а не более привычного академического, формата.

Не вылезают из кабинета психолога

Элементом традиционных ценностей на семейных застольях вполне можно назвать неизбежное восклицание старших родственников: «Это поколение зумеров… Такие слабые, не то что мы. В наше время семью в одиночку тянули, на заводах работали — и ни депрессий, ничего! Выродился современный ребенок, слаб стал!»

Исследователи, впрочем, в этот раз встанут на сторону старших: уровень депрессии среди поколения Z высок как никогда, а тревожность уже не первый год стала их верным спутником. Виной тому и пандемия с ее самоизоляцией, и мировые события, и даже интернет — все это не раз обсуждалось и перемалывалось жерновами медиа разной величины.

Но есть аспект, который отходит на второй план, — прошлые поколения тоже сталкивались с потрясениями: было бы странно думать, будто свидетелей Второй Мировой войны, девяностых, падения СССР, страшных терактов начала нулевых или застоя восьмидесятых обошла стороной массовая травматизация. О том, что вся эта коллективная травматизация в самом деле была, писали не раз — вспомним, к примеру, «Никогда снова» признанного в России иностранным агентом Николая Эппле о последствиях репрессий в разных странах мира или «Форпост» Ольги Алленовой о трагедии в Беслане.

Но были ли ресурсы, знания и возможности у институтов вроде хотя бы ВЦИОМ замерить в те годы этот уровень тревоги и депрессивности у граждан?

Сложно представить опросники с предложением оценить уровень тревоги, которые предлагали бы заполнить участникам партсобрания, узнавшим о переходе страны с рельсов коммунизма на демократию по западному образцу.

Видимость ментальных заболеваний резко повысилась благодаря цифровым технологиям — и узнать про них, косвенно выявить у самого себя и отправиться на консультацию или терапию стало доступно как никогда. Опросы действительно показывают, что зумеры в самом деле активнее других поколений пользуются услугами терапевтов. Так, может быть, это не поколение Z «слишком слабое и больное» — просто оно первое, кто смог узнать про свои особенности здоровья и рассказать о них другим, потому что таких ресурсов и возможностей не было ни у одного из его предшественников?

Исследователи, к примеру, с этим предположением согласны и открыто утверждают, что повышение осведомленности о ментальным здоровье «неумышленно» приводит к увеличению числа диагностированных болезней. Вместе с ним все массовее становится и знание о том, что такое депрессия (и куда с ней бежать), тревожность, наконец, личные границы. Последние, конечно, нужно уметь защищать, и пусть зумеры будут первым поколением, которое хотя бы в этом научилось давать отпор агрессивному миру.

Источник

Соцсети

Кто виноват и что делать

После выхода альбома The Life of a Showgirl певицу Тейлор Свифт обвинили в трех смертных грехах по версии интернета: поддержке движения традвайф, расизме и симпатии к Дональду Трампу, после избрания которого на пост президента США некоторые американцы угрожали в соцсетях «покончить с собой». Кумир и одновременно причина тряски соцсетей, впрочем, еще в 2019 году дала в одном из треков хороший совет в том числе и тем, кто негодует от «новых изобретений» зумеров и даже самим зумерам — «You need to calm down», или буквально «Вам нужно успокоиться».

Вдохнув и выдохнув три раза, можно вспомнить десятые — и то, в какую дойную корову медиа тех лет превратили модных тогда миллениалов. Рубашки в клетку, любовь к группе The 1975, черные Dr. Martens, усы и прическа Томаса Шелби из «Острых козырьков», стыдливо прикрытые маской анонимуса на фото с желтоватым фильтром для аватарки в ВКонтакте — база, которую мы, зумеры и тогдашние школьники, потребляли 24/7, взрослея в интернете на пабликах вроде CLIQUE и переставшем сегодня работать издании The Village. Мы мечтали быть такими же, когда нам стукнет 20 лет, но стали другими и теперь ностальгируем по времени, в котором выросли.

Можно и покритиковать теорию поколений Штрауса и Хау — ей вместе с ее создателями и так регулярно прилетает за ненаучность и неприменимость к реальной жизни, поэтому хуже уже не будет

К тому же она, надо думать, с нами всерьез и надолго: делить людей на группы по общему признаку, как бы ни хотелось, а приходится — особенно учитывая, что как бы систему деления на зумеров и остальных ни ругали, а разница между поколениями в силу разных причин все равно будет так или иначе заметной.

Но отменять уж совсем заслуги зумеров и их авторство как изобретателей чего-то не стоит точно: в конце концов, именно они как минимум придумали названия практик, которые уже были в обществе, но оставались невидимыми — от шрекинга в виде выбора партнера рангом пониже, до хопиума, в котором объединились слепая надежда, оптимизм и признание жестокой реальности одновременно.

Ну а про «щавель» и «персик» говорить не приходится — это правда имба. И мне кажется это самым важным: зумеры как никто другой находят время рефлексировать и создавать новые слова для того, чтобы называть то, на что раньше никто не обращал внимания, даже если пользовался этим регулярно.

Сколько бы таких колонок ни было написано, мир вряд ли изменится: слово «зумеры» в заголовках будет еще долго цеплять внимание аудитории любого медиа, которое спит и видит, как бы заработать (чтобы прокормить своих авторов, и тут не за что их попрекнуть — пинка достоин капитализм, создавший такую ситуацию). Поэтому все, что мы — и авторы, и читатели — можем сделать, так это быть более внимательными и чаще включать критическое мышление, когда выдаем что-то за «массовый тренд» или читаем про него сами. И не забывать: если этот тренд придумали «вот прям сегодня» — то, вероятно, он был с нами (почти) всегда, просто кто-то заметил его и придумал название всего минуту назад.

Степан Бальмонд

Новостной редактор Psychologies, внештатный журналист Forbes и Афиши.Daily

Личный сайт