Будучи ребенком-интровертом, я жила отчасти в пригороде Миннесоты, а отчасти в своем воображении. Мне нравилось проводить целые дни в одиночестве, писать книги на картонной бумаге и мечтать. В подростковом возрасте у меня была чудесная компания, я любила своих друзей, но не могла проводить с ними много времени — это меня страшно утомляло. А друзьям совсем не нужно было уединяться, чтобы отдохнуть и прийти в себя.
Я тогда считала, что они «нормальные» и мне надо стать такой же. Позже я узнала, что для таких, как я, есть специальное слово — интроверт. По определению, интровертов быстро изматывает общение и им нужно больше времени, чтобы отключиться и «тупить». Самое главное, нет абсолютно ничего плохого в том, чтобы быть интровертом.
Это не болезнь и не расстройство. На самом деле таких тихонь в мире довольно много — от 30 до 50%! Интровертом я останусь навсегда, это моя природа. Да, мы можем расти и развиваться как личности; мы можем выйти из своей зоны комфорта, выработать новые навыки или научиться по-иному смотреть на жизнь. Но наш темперамент (интровертный или экстравертный) — врожденный.
Согласно доктору Марти Ольсен Лэйни в книге «Скрытые дары ребенка-интроверта», дети начинают проявлять признаки интровертности или экстравертности примерно в четырехмесячном возрасте — и потом, взрослея, как правило, остаются верными своей природе. В общем, горбатого могила исправит. Итак, каковы интроверты в детстве? Нет двух одинаковых людей, но всех этих детей в какой-то степени объединяют следующие семь особенностей.
7 характерных черт детей-интровертов
1. У них яркий внутренний мир.
Они обычно полагаются на себя, свои ресурсы, а не обращаются то и дело к другим людям за поддержкой и советами. «В своем потаенном саду, вдали от материального мира, они поглощены изучением и разгадкой наших сложных и запутанных мыслей и чувств», — пишет Лэйни.
Интровертные дети любят творческие, фантазийные игры, но они предпочитают играть в одиночку или только с одним — двумя приятелями. Они часто проводят время в своей комнате за закрытой дверью, занимаясь чтением, рисованием или играя в компьютерные игры.
К сожалению, богатый внутренний мир — палка о двух концах, потому что он может усилить их чувство изоляции и отчуждения от других. Задача родителей — помочь им увидеть в особенностях своего темперамента достоинства и источник силы.
2. Они проявляют интерес к более глубоким и сложным аспектам жизни.
Интровертные дети не боятся вопросов по существу. Они хотят знать, почему что-то идет так, как идет, или что это значит на более глубоком уровне. Удивительно, но даже в раннем возрасте многие из них могут посмотреть на себя со стороны и задуматься о собственном поведении. Часто дети-интроверты хотят понять себя, все и всех вокруг. Они могут задаться вопросом, что заставляет этого человека поступать так, а не иначе? Что им движет?
3. Сначала наблюдают, потом действуют.
Как правило, они предпочитают следить за игрой или занятием, прежде чем присоединиться. Они входят в новые ситуации нерешительно и осторожно, воздерживаясь от действий. Но дома становятся более энергичными и разговорчивыми, потому что чувствуют себя там более комфортно.
4. Они принимают решения, основываясь на собственных ценностях.
Их мысли и чувства замыкают их на себе, поэтому они принимают решения, отталкиваясь от внутренних критериев, а не следуя за толпой. Это может быть чрезвычайно позитивным качеством, поскольку благодаря ему они менее уязвимы для давления со стороны сверстников. Они не делают ничего, чтобы приспособиться к ним и вписаться в коллектив.
5. Для того, чтобы узнать их по-настоящему, понадобится время.
Как и взрослые интроверты, дети медленно привыкают к незнакомым людям. При первой встрече они ведут себя тихо и сдержанно, а по мере привыкания становятся более живыми, раскрепощенными. Часто их цель в общении с кем-то — лучше понять внутренний мир собеседника или свой собственный. Они ценят момент подлинного единения, диалога и действительно способны понимать кого-то на более глубоком уровне.
Интровертам достаточно одного или двух близких друзей, а всех остальных называют знакомыми
Как и взрослые интроверты, дети, как правило, внимательно слушают и запоминают, что говорит другой человек. Они говорят тихо, мягко, иногда делают паузы, чтобы подобрать слова, и замолкают, если их прерывают. Они могут отводить взгляд, когда говорят, чтобы собраться с мыслями, но смотрят в глаза, когда слушают.
6. Они с трудом находят свое место в коллективе.
С годами ценности нашего общества изменились, и экстравертность стала идеалом. Мы превозносим самоутверждение, умение вписаться в группу и внешние достижения, а не спокойное размышление, одиночество и продуманное принятие решений. К сожалению, эти стандарты общительности и напористости давно стали частью образовательной системы.
В младшем возрасте дети проводят время в группах детских садов. Затем на много лет оказываются привязанными к школе, где в окружении 30 детей также ежедневно участвуют в разных групповых занятиях. Это сложная задача для интровертов, которые в ранние годы лучше чувствуют себя дома, а к коллективу легче адаптируются в более старшем возрасте.
7. Они общаются иначе, чем экстраверты.
Им достаточно одного или двух близких друзей, а всех остальных называют знакомыми. Интроверты ищут в отношениях глубину, а не широту. Они не будут тратить столько времени на общение, сколько экстраверты, и довольно быстро попрощаются и уйдут, чтобы восстановить силы где-то в уединении. Их социальная энергия ограничена. Слишком плотное и длительное общение может привести к слезам, срывам и плохому настроению.
А как насчет детей-экстравертов?
Вот некоторые общие их характеристики из книги Лэйни. Экстравертные дети могут:
- Говорить быстро, скороговоркой и громким голосом, особенно если нервничают
- Часто менять тему разговора
- Способны выглядеть экспертами в теме, в которой слабо разбираются
- Стоять совсем рядом с человеком, с которым они разговаривают
- Прерывать разговор
- Отворачиваться, слушая другого
- Совершать экспрессивные движения руками или телом во время разговора, подкрепляя слова мимикой и жестами
- Не скрывать скуку и отключаться, если разговор продолжается слишком долго
- Считать большинство знакомых друзьями
- Быстро погружаться в новую ситуацию
- Чувствовать прилив энергии после массовых мероприятий
- Чувствовать себя несчастными, проводя слишком много времени в одиночестве
Вы воспитываете интровертного ребенка? Лучшее, что вы можете для него сделать — это уважать его темперамент. Помогите ему понять, почему он чувствует усталость и раздражение после общения. Объясните, что нет ничего плохого в потребности проводить время наедине с самим собой. А прежде всего, никогда не позволяйте ему думать, что с ним что-то не так.
Когда мы принимаем детей-интровертов такими, какие они есть, мы даем им уверенность, необходимую для того, чтобы они полностью проявили себя в мире.
Об авторе
Дженн Граннеман — автор книги «Секретная жизнь интровертов. Искусство выживания в «громком» мире экстравертов» (АСТ, 2018).
Источник: psychologytoday.com