Внутренняя свобода: найти и не потерять

Термины «присутствовать» и «жить в настоящем» уже стали клише. Произнося их, мы говорим о силе настоящего, вечного момента и о том, что «есть только сейчас».

Пол Роуч, священник церкви, объединяющей христианское учение с философией других религиозных и духовных практик, с иронией пишет: «В движении позитивного мышления мы освободили грех от роли камня преткновения, а затем заменили его зарядом негативного мышления. Теперь наше величайшее унижение — обвинение в том, что мы отвлеклись и, следовательно, не присутствуем в настоящем моменте». Но ключ к пробуждению — действительно в осознании того, что есть здесь и сейчас, и это подтверждается многими духовными традициями.

Идея, объединяющая разные традиции

Суфии говорят, что достаточно одного ясного момента. Традиция дзен задает вопрос: «Чего не хватает в этот самый момент?» Иисус много говорил о царстве целостности и совершенства. Современные индуистские учителя, такие как Шри Нисаргадатта Махарадж и Пападжи, приглашают нас быть спокойными и отдыхать в сознании «я есть». «Матрос» Боб Адамсон, австралийский ученик Шри Нисаргадатты Махараджа, задает наводящий вопрос: «Что не так с тобой сейчас, если ты не думаешь об этом?»

Мышление может помешать, соглашается Пол Роуч. Мышление — это воспоминания из прошлого и проецируемые идеи о будущем. Как мы знаем, рассуждения формулируют, а затем усиливают линейный взгляд на реальность, основанный на идее, что наше «Я» движется во времени. Это чувство себя, часто называемое «эго», весьма условно — это не наша реальность.

И все же мы часто пытаемся опираться на него, чтобы найти эту самую реальность. Нам кажется, что, если работать достаточно усердно или старательно и долго «отпускать», мы найдем момент вне времени и обретем свободу.

Новости — хорошие и плохие

Всем нам стоит наконец принять, что знания, какими бы тонкими или глубокими они ни были, не способны пробудить нас к пребыванию в «здесь и сейчас». Ничто не заменит прямого опыта, напоминает Роуч.

Хорошая новость в том, что настоящее уже есть, оно прямо здесь и сейчас. Мы погружены в океан бесконечного, вневременного сознания, как рыбы в воду. А вот плохая новость в том, что от привычки линейного мышления трудно избавиться. Доказательство тому — долгие годы, которые монахи проводят в медитации в поисках сатори, как и искатели, испытывающие терпение гуру с помощью одних и тех же вопросов, возникающих в силу стремления удовлетворить нужды отвлекающегося ума.

«Каждый день становится все лучше и лучше», — говорит одухотворенное эго. «Как это возможно, если каждый момент уже совершенен?» — вопрошает внутренний гуру.

Как не сдаваться в поисках внутренней свободы

В этот момент многие из нас сходят с пути: первоначальный энтузиазм угасает, мы жалуемся, что практики не работают, и испытываем разочарование. «Но погодите, — комментирует Пол Роуч, — мы хотим радикальной свободы или более комфортного… заключения?»

Если мы хотим свободы, то как ее достичь? Пол Роуч описывает пять подходов, которые стоит освоить.

1. Вы уже здесь. Вы уже свободны

«Попробуйте принять такую идею: обретение просветления в будущем, когда мы станем лучше, — лишь избегание естественного пробужденного присутствия, доступного в каждый момент».

2. Постарайтесь отпустить историю, какой бы она ни была

Все мы можем оказаться в плену собственной истории, нашего взгляда на то, кто мы и что с нами происходило. «Представьте, что было бы, если бы вы решили отпустить свою историю. Что бы вы почувствовали?» — спрашивает Роуч.

3. Смейтесь с состраданием

Излишняя серьезность может быть врагом радости. Чем больше стресса мы испытываем, тем серьезнее и жестче становимся. Смех расслабляет и смягчает нас. Однако, конечно, речь не о том, чтобы смеяться над другими.

4. Исследуйте плавучесть

Буи отдыхают в воде, но также качаются на волнах вверх и вниз. Они остаются плавучими и заметными для тех, кому нужны. Можем ли мы делать так же, чтобы наше присутствие было одновременно значимым и беззаботным?

5. Будьте тихими

Удивительно, что происходит, когда мы просто молчим. Мы видим, слышим и переживаем все более ясно, и чувство покоя наполняет наш разум и успокаивает наши тела.

Каждый из этих подходов подобен мантре с компонентом действия, добавляет Роуч. Мы поем ее, размышляем и затем действуем. Это практическое применение, которое не дает нашему уму «убежать» из настоящего момента.

Священник надеется, что эти практики помогут вернуться в настоящий момент, в здесь и сейчас. В их свете утверждение, с которого началась эта статья, станет реальностью. «Я живу здесь и сейчас — и другого места нет. Когда я это делаю, я освобождаю главное от постороннего, открывая в себе божественное понимание. Так присутствие в моменте дарит мне свободу».


Об эксперте: Пол Джон Роуч — священник, радиоведущий и автор публикаций на тему духовности.