Родители часто говорят: «Я не могу управлять ребенком», — когда недовольны его поведением и не могут добиться подчинения своим требованиям. Как будто годы с момента рождения ребенка и до его 18-летия — это период контроля и борьбы за власть.
На самом деле это время развития и взросления, когда ваша задача — поддерживать и создавать условия для роста. Не нужно заниматься перетягиванием каната.
«Когда воспитание становится похоже на властвование и подавление, я прошу родителей задуматься, кому оно на пользу — им или ребенку? — рассказывает психотерапевт Лиз Матеис. — Любые отношения, которые превращаются в бесконечную борьбу, никому не доставляют радости, но когда такое происходит между родителями и детьми, нет возможности просто перестать общаться».
Ребенок и родитель не должны все время сражаться друг с другом. И если трудности не прекращаются, пора задуматься — а все ли вы делаете правильно.
Суть не в том, кто главный
Речь идет о подлинной, глубокой эмоциональной связи. Такая связь предполагает искреннее желание быть друг с другом, разделить радость, удобство и покой. И дело вовсе не в том, удалось ли вам криками и угрозами заставить ребенка что-либо сделать по вашему запросу или нет.
Воспитание — это правила, которые вы оговариваете с ребенком и которые требуете соблюдать. Они касаются всех сфер его жизни — от ежедневных рутинных действий до стиля общения и выражения сильных эмоций, будь то печаль, гнев или разочарование.
Вместе с тем вы принимаете определенные обязательства и на себя, например — создаете дома безопасное эмоциональное пространство, терпимо относитесь к гневу, печали, страху и разочарованию. Причем по мере взросления ребенка требования возрастают.
Это не значит, что дети имеют право командовать домашними, ломать игрушки и портить мебель. Скорее, суть в том, что вы ждете определенного поведения и от ребенка, и от себя. У растущего человека есть право выразить злость или разочарование определенным (допустимым) образом. А с вашей стороны есть готовность услышать ребенка и откликнуться на его потребность, явленную в словах или поступках.
Основные принципы воспитания
Задача родителей — понимать темперамент и эмоциональные потребности ребенка и удовлетворять их.
«У меня трое детей. Одного из них я хорошо понимаю, а другую — нет. Ее потребности и способ их выражения мне пришлось усердно изучать. В сущности, мы говорим на разных эмоциональных языках. Это не значит, что она ошибается или что ее потребности не заслуживают внимания, просто мне пришлось слушать, переводить и отвечать не совсем удобным для меня способом», — рассказывает эксперт.
У каждого, кто готовится стать родителем, есть ожидания относительно того, каким должен быть его ребенок. Часто мы представляем себе покладистых детей, которые охотно со нами сотрудничают.
«Мои родители были жесткими и деспотичными людьми. Я же — послушным ребенком, который делал все, что говорили старшие, даже когда это не имело смысла или пугало. Можете себе представить мое потрясение и даже ярость, когда, годы спустя, мои собственные дети не выполняли моих просьб и не следовали моим указаниям.
Я чувствовала, что ситуация выходит из-под контроля, мне было страшно. Я повышала голос, показывала свой гнев, думая, что это напугает их и заставит подчиниться. В результате все складывалось наихудшим образом: рыдающий ребенок и подавленная, плачущая мать. Мне не нравилось то, что я чувствовала, ни эмоционально, ни физически. Я не хотела быть такой злой, крикливой мамой», — делится Матеис.
Воспитание — это танец, в котором взрослый чувствует, когда нужно вмешаться, а когда — позволить ребенку справиться самостоятельно
В такой ситуации она советует вернуться к своему детству, чтобы понять, как были устроены ваши родители, что в их подходе работало, а что нет.
«Я все еще возвращаюсь в прошлое и работаю над своими детскими ранами, чтобы развить свое самоощущение как родителя и лучше чувствовать собственных детей», — добавляет эксперт.
Воспитание — это танец, в котором взрослый чувствует, когда нужно вмешаться, а когда — позволить ребенку справиться с трудностями самостоятельно; когда учить и показывать, а когда — наблюдать на расстоянии, как ребенок осваивает новый навык.
Воспитывать непросто. Возможно, вам хочется помогать и страховать. Самое трудное, чему приходится научиться, — позволять детям падать, а самим оставаться в стороне, замирая и молясь, чтобы они снова встали.
Нет единого для всех способа воспитания. Родители должны слушать детей, переводить их неясно выраженные нужды на свой понятийный язык и отзываться на них так, как требуется данному ребенку в конкретной ситуации. Это не означает, что ваш ребенок «управляет» вами. Скорее, вы чутко прислушиваетесь к его потребностям и удовлетворяете их в нужный момент.
Процесс воспитания непредсказуем. Но следовать основным его принципам вполне по силам каждому: устанавливать правила, слушать, понимать, чем ваш ребенок отличается от вас, и не переносить свое прошлое в настоящее. Тогда и «управлять» ребенком не понадобится.
Об эксперте: Лиз Матеис — клинический, школьный психолог. Ведет прием детей с тревожностью, аутизмом и другими нарушениями, и их родителей.