«Все уже придумано до нас»: почему неудачные идеи тоже важны

Хорошо было писателям, сценаристам, режиссерам и художникам предыдущих поколений! До них были написаны тысячи и десятки тысяч книг, сценариев, картин, тогда как сейчас — миллионы. Кажется, все хорошие идеи уже были кем-то придуманы, и внести свой вклад в развитие мировой культуры просто невозможно. И как тут придумать что-то по-настоящему новое, свежее, оригинальное?

Что предшествовало любой блестящей идее, выдающемуся проекту, популярному хиту или бестселлеру? Правильно — плохая идея. И, возможно, далеко не единственная. Возможно даже, одну из этих плохих идей автору удалось доработать, усовершенствовать, чтобы в итоге получилось что-то стоящее.

«Так что вместо того, чтобы ныть, что вы застряли и ничего путного не выйдет, скажите себе: «Так, вот что я придумал — теперь надо попробовать это улучшить». Или: «Да, похоже, тут уже ничего не доработаешь. Но зато я кое-чему научился, пора двигаться дальше».

Прежде чем жаловаться, что у вас не родилось ни одной хорошей идеи, задумайтесь: а есть ли у вас список плохих идей и насколько он велик», — советует предприниматель, автор книг и мотивационный спикер Сет Годин. Плохие идеи не враги. Они — необходимые ступеньки на пути к успеху.

Крошечные шаги к большому прорыву

Вы можете переписать любой абзац книги «451 по Фаренгейту», чтобы получилось лучше, чем у Брэдбери? Можете сочинить новую страницу сценария «Матрицы»? Сыграть на кларнете хотя бы одну ноту, которую стоит послушать?

Вместо того чтобы концентрироваться сразу на шедевре, на чем-то глобальном и недостижимом, спросите себя: из каких мельчайших частиц состоит гениальное произведение? Что делает написанную строчку или ноту такой особенной?

Не пытайтесь сразу изменить мир — задумайтесь о том, как создать что-то небольшое, чем вы будете гордиться и сможете поделиться с другими.

Время смелых

В 1972 Херби Флауэрс был сессионным музыкантом (тем, кого приглашают в музыкальный коллектив на определенное время. — Прим. ред.). Он приходил и играл на бас-гитаре ровно то, что от него требовалось.

Дэвид Боуи поработал с гитаристом, записывая песню Space Oddity, и, когда Лу Рид попросил Боуи посоветовать ему музыканта, познакомил их с Херби. Рид объяснил гитаристу, что ему нужно, а тот уточнил, можно ли немного поимпровизировать. 20 минут спустя родилась легендарная гитарная партия, а композиция Take a Walk on the Wild Side Лу Рида стала хитом.

Конечно, за этими 20 минутами стояло десятилетие упорного труда и способность слушать и учиться. Какой из этого следует вывод? Всегда думайте о том, как улучшить то, что у вас получилось.

Это непросто, учитывая, что в нашей культуре принято критиковать. Судить других проще и безопаснее, чем быть в чем-то первопроходцем, взять карандаш и набросать смелый план, стратегию, а потом подумать, как ее улучшить. Но именно это наиболее ценно.

Что такое «хорошо»?

Мы хотим, чтобы у нас сразу получилось хорошо или даже отлично. Но на основании чего мы вообще оцениваем свою работу? Опираясь на мнения других? Отталкиваясь от понятия коммерческого успеха?

Но значит ли это, что книга о Гарри Поттере была недостаточно хороша, когда ее отвергла дюжина издателей, и резко превратилась в отличную, став всемирно популярной? Может ли произведение искусства стать стоящим лишь потому, что хорошо продается?

Кажется, пора по-новому расставить акценты. Для начала определитесь, что вы делаете и для кого. Если то, что у вас получилось, служит своей цели, значит, это уже достаточно хорошо. Если нет — возможно, вам стоит еще над этим поработать.

Между «хорошо» и «настолько хорошо, насколько это возможно» — гигантская пропасть. Скорее всего, большинству из нас никогда через нее не перебраться. Но как вы себя почувствуете, если вдруг узнаете, что у вас в запасе есть кое-что стоящее, что-то, что вам самим только предстоит обнаружить?

Источник ваших идей не иссякнет. Нынешняя попытка — не единственный ваш выстрел, будут и другие, говорит Сет Годин. Так что просто берите и делайте день за днем. Опубликуйте новое видео, напишите новый пост. Повесьте на стену только что написанную картину. Единственная возможность приблизиться к чему-то — двигаться по направлению к цели шаг за шагом.