Я одна, потому что…

Смирившаяся: «Мне никто никогда не встречается»

Что за этим стоит. Это правда — она действительно ни с кем не знакомится. И ничем не рискует. Она предпочитает признать свое поражение, даже не начав сражаться, и не хочет иметь дело с потенциальными опасностями знакомства. Отрицание, как броня, предохраняет ее от полнейшего отсутствия веры в себя. Ее самооценка близка к нулю. Впрочем, если на нее слегка надавить, она наверняка признается: «В любом случае я — пустое место».

Какая мать скрывается за этим беспрерывным самоуничижением? Скорее всего, она до сих пор регулярно говорит взрослой дочери: «Ты могла бы кого-нибудь повстречать, если бы только ты похудела (перестала коротко стричься, была более женственной, больше общалась и развлекалась…)» и которая две фразы из трех начинает словами «Моя бедная девочка».

Чтобы справиться со страданиями из-за того, что она чувствует себя ничтожеством, Смирившаяся рискует перейти от «я — ничтожество» ко «все мужики сво…». Да, кстати, ведь именно это всегда говорила мама!

Как победить свой страх? Научиться доверять себе, осознав свою ценность и читая книгу Роберта Джонсона «Она» (Когито-Центр, 2005).

Трепетная мать: «Мои дети никогда на это не согласятся»

Что за этим стоит. Прикрываясь интересами детей, она отказывается вступать в новые отношения, прячет страх перед новой встречей. В ней есть сходство с Недотрогой и Сестрой милосердия: для нее быть матерью в какой-то мере алиби, позволяющее не быть женщиной. Но проблема в том, что позднее дети могут испытывать огромное чувство вины за то, что живут отдельно и любят кого-то еще, потому что их мать не сумела построить собственную жизнь.

Как победить свой страх? Сражаясь со своими благими намерениями и материнским долгом. Сумев вернуться к себе и читая книгу Сибилл Биркхойзер-Оэри «Мать. Архетипический образ в волшебной сказке» (Когито-Центр, 2006).

Независимая: «Я слишком люблю свою свободу»

Что за этим стоит. Она много работает, занимается спортом, бегает по выставкам и концертам, встречается с подругами, у нее нет ни минуты. В ежедневнике просто нет свободного места, чтобы записать: «Мужчина!» На самом деле она решает проблему не с того конца: не жизнь ее перегружена, а она сама наполняет ее до краев, чтобы мужчине не нашлось места.

Откуда такая потребность в абсолютном контроле, страх расслабиться и отпустить вожжи? Вероятно, из ее прошлого, где был авторитарный, вторгающийся в ее личное пространство родитель, который ее оценивал и критиковал. Как маленькая девочка не могла сказать «нет» этому осуждающему взгляду, так и взрослая женщина боится, что не сможет сказать «нет» в лицо мужчине. И задраивает все люки.

Как победить свой страх? Поняв, что отношения между женщиной и мужчиной — не силовое противостояние, научившись говорить «нет» и читая книгу Екатерины Михайловой «Я у себя одна» (Класс, 2006).

Я одна, потому что…

Романтичная: «Я жду принца»

Что за этим стоит. Романтичная особа так и не выросла. Она застряла на стадии детской веры в собственное всемогущество, когда кажется, что можно получить все, что захочешь. Она может быть потрясающей, блестящей, успешной женщиной, разбираться во множестве вопросов из разных областей, но при этом оказывается совершенно слепа, сталкиваясь с реальностью чувств.

Она продолжает ждать прекрасного принца и мечтать о воздушном замке. Она маскирует свои страхи всеми атрибутами романтики и при этом живет в тотальном отрицании повседневности. Но ожидание может затянуться, поскольку, если она не пойдет навстречу мужчине, мужчина не пойдет навстречу ей. Во всяком случае пока она не смирится с тем, что прекрасный принц неизбежно окажется обычным человеком, со своими слабостями и недостатками… как, впрочем, и она сама.

Как победить свой страх? Взглянув правде в глаза: либо идти в кино одной, либо поболтать в чате на сайте знакомств. И читая книгу Жана-Клода Кауфмана «Одинокая женщина и Прекрасный принц» (У-Фактория, 2005).

Недотрога: «Не люблю секс»

Что за этим стоит. Она обожает свою работу, ее окружают друзья — словом, у нее прекрасные отношения с окружающими. Пока дело не доходит до секса. Она боится не любви, а сексуальности. Впрочем, это свойственно всем женщинам, у которых было мало сексуального опыта или он был негативным.

В прежние времена, дав клятву быть вместе в горе или в радости, они встречались со своим страхом в объятиях мужа. Сегодня они используют полностью приемлемый для общества статус одинокой женщины, чтобы замаскировать свой страх, выдавая его за отсутствие либидо. Но чем больше времени проходит, тем глубже загоняют они свой страх. К тому же наше современное общество с его культом гиперсексуальности их не ободряет: к прежнему страху добавляется боязнь не суметь достичь стандартов оргазма, из-за чего Недотрогу могут еще и осудить.

Как победить свой страх? Развивая свое тело и свои физические ощущения с помощью танцев, спорта или телесно-ориентированной терапии и читая Динору Пайнз «Бессознательное использование своего тела женщиной. Психоаналитический подход» (Восточно-Европейский институт психоанализа, 1997).

Настрадавшаяся: «Я больше не хочу боли»

Что за этим стоит. Она потеряла мужчину, который умер или бросил ее, или она бросила его, но в любом случае любовь теперь ассоциируется у нее со страданием. Или, наоборот, она никак не может забыть потрясающую историю любви. Возможно, она не может расстаться с образом идеального мужчины: отца, брата, друга...

Так или иначе, она не сумела принять и пережить прошлый опыт. Оставаясь жертвой, она не способна управлять своей жизнью и не готова к новым впечатлениям и встречам. Очарованная прежней любовью, она отказывается от новых отношений, чтобы не разрушить связь с бывшим возлюбленным. Она одинока, но она не одна. Во всяком случае, она еще не готова к новой любви.

Как победить свой страх? Разбираясь в своих неудачных романах. Признав свою долю ответственности за эти неудачи и читая книгу Тины Тессины, Райли К. Смита «Как жить в паре и оставаться свободным» (Феникс, 2005).

Я одна, потому что…

Сестра милосердия: «Мне попадаются только неудачники»

Что за этим стоит. Самое неприятное, что это правда. Но это во многом ее собственная вина — она думает, что ее может полюбить только тот, кому она полезна. В любой ситуации ее привлекает мужчина с ущемленным самолюбием, и она старается залечить его нарциссическую рану. Но их тандем основан на страдании.

Любя партнера, женщина считает, что тем самым она любит себя. Но ее партнер оказывается энергетическим вампиром: он будет подпитываться от нее до тех пор, пока ей есть чем с ним поделиться. После этого он ее бросит. Тогда она станет тосковать и думать: «После всего, что я сделала для него…»

Такое представление о любви возникает не без родительского влияния. Разве она не слышит, как ее мать постоянно твердит: «Не понимаю, почему ты до сих пор одна. У тебя есть все, чтобы сделать мужчину счастливым»? Но речь тут не о любви, а о самопожертвовании.

Как победить свой страх? Вновь обретя способность строить собственную жизнь. Учась быть рабой чувства, а не другого человека и читая книгу Робина Норвуда «Женщины, которые любят слишком сильно» (Добрая книга, 2002).

Воинственная: «Мужчины меня боятся»

Что за этим стоит. Конечно, она вызывает у мужчин страх, эта амазонка, сильная и уверенная в себе. И никто не замечает, что внутри нее плачет обиженная девочка. Какому горю из своего детства пытается помочь взрослая женщина? Кому стремится отомстить: отцу, деду, брату, начальнику, своему бывшему? Или она, однажды увидев, как унизили ее мать, поклялась себе: «Со мной такого не случится никогда!»?

Поскольку она отказывается признать свою потребность жить в паре, она чересчур вкладывается в свою самостоятельность. Она хочет сама строить свою жизнь и убеждена, что никто ей не ровня. Кто-то скажет, что она слишком хорошо устроилась. На самом деле она непрерывно балансирует между двумя крайностями: ощущениями своей неполноценности и превосходства.

Как победить свой страх? Осознав, что еще до того, как станешь грозой мужчин, можно стать жертвой самой себя. Примирившись со своим прошлым и читая Клариссу Пинколу Эстес «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях» (София, 2007).