Юлия Безмельцева
Клинический психолог, схема-терапевт, системный семейный терапевт, медиатор, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии (АКПП), действующий член Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ППЛ)

В этом году у меня случился конфликт со свекровью. Мы приезжали к ней в гости на неделю. Она очень властный человек, все должны ее слушаться. Проблема в том, что моя 10-летняя дочь не ест некоторые продукты (салаты с майонезом, колбасу, рыбу). Свекровь это жутко бесило.

Я к этому отношусь спокойно, вырастет — начнет есть. Это я свекрови и говорила. Но та требовала насильно кормить ребенка, я отказывалась. Все это происходило спокойно, без скандалов. Но в один день свекровь не выдержала и закатила мне истерику с оскорблениями и грязью в мой адрес. Я потом уже поняла, что она к этому готовилась и ждала этого момента, когда меня можно унизить.

Все это слышала и видела моя дочь и рыдала по-страшному. Из дома мы уехали в тот же день. Туда я ездить больше не буду. Но вот дочь хочет туда поехать и спрашивает: «Как я поеду без тебя?» Я боюсь ее отпускать с папой. Ему, кстати, тоже не нравится, что дочка не все ест, он поддерживает в этом свою мать.

Я не вижу любви этой бабушки к внучке. За неделю, что мы там были, она ни разу не обняла ребенка и не поговорила с ней. Один раз даже перебила, когда дочка к ней обращалась. Я боюсь, что там ее обидят, что будут силой запихивать в рот еду со скандалом. Старшая внучка (племянница мужа) уже туда не ездит из-за эгоистичного и властного характера бабки.

Как быть в такой ситуации?

Ирина, 47 лет

Ирина, разумеется, вы мать и сами будете решать, куда и с кем отпускать свою несовершеннолетнюю дочь. Но вас не смущает, что речь идет про место, где над вашим ребенком совершают насилие?

Кормить ребенка насильно — это напрямую вторгаться в его телесные и моральные границы. Вашей дочери уже 10 лет, это начало пубертата. Если она примет как данность, что ее тело — не «ее дело», а его можно «пускать в расход», как этого требуют другие, это убеждение вполне может перейти и на другие сферы жизни.

Как вы думаете, что положительного может вынести ваша дочь из подобных поездок? Вы не хотите видеться со свекровью и готовы отпустить ребенка одного или с отцом, который будет поддерживать свекровь. То есть вы, взрослая, решили себя поберечь, а ребенок пусть справляется, как может?

Вы пишете, что она хочет туда ехать сама. Почему? Если это место ей неприятно и контакта с бабушкой нет. Ради чего она туда рвется? Попытайтесь узнать. Возможно, вы способны ей дать это там, где вы живете. Или вы найдете в себе силы поехать вместе с дочкой. Или вы обсудите с мужем происходящее, и он пересмотрит свое отношение к поведению своей матери.

Разумеется, ребенка нужно учить отстаивать свои границы с малолетства.

Но если вы подозреваете, что ее обидят, будут силой запихивать еду, причем близкие люди, на какой результат рассчитываете?

Конечно, она однажды может сказать, что больше не поедет к бабушке, как ее старшая сестра. А может впитать установку, что защиты и поддержки в жизни ждать не от кого. Что родители, которые должны их давать, умыли руки, помощи не дождаться, доверять никому нельзя, ведь даже самые близкие могут обижать, а другие близки смотрят за происходящим на расстоянии и не вмешиваются.

В дальнейшем это может трансформироваться в то, что все люди опасны, близких отношений ни с кем строить нельзя. Или в привычку приносить себя в жертву в угоду другим, действовать не как она хочет, а как от нее хотят окружающие.

На данный момент ваша дочь не в том возрасте и положении, чтобы давать отпор бабушке и отцу, тем более при их совместном давлении. И в идеале ваша роль как родителя — дать ребенку ощущение безопасности, безопасных границ и собственной телесности, которые нельзя нарушать.