Саша Махова
Психолог, психотерапевт, ведущая тренингов

Нет прочных отношений с деньгами. Приходят редко и уходят быстро. Кому должна — отдаю с лишним. Кто мне должен — прощаю. Бывают такие мысли, что мне и не очень-то нужны деньги, я терпеливая — с детства приучена. А вот другие люди слабые, им деньги нужнее.

Не могу понять: может, мой путь земной и подразумевает отшельничество, монастырь, поэтому у меня такие мысли? С другой стороны, я живу в миру: возраст, болезни, жилье, — все это требует средств.

Как обрести баланс в голове и выявить корни безденежья?

Татьяна, 60 лет

Татьяна, в вашем письме я вижу не только тему денег, но и тему отношений с собой в принципе. Условно говоря, рядом с финансовыми вопросами пролегает и вопрос о самооценке. Я бы переформулировала некоторые ваши фразы так: «я хуже других», «другим больше надо».

В вашем случае примешивается и религиозный аспект: «мой удел — отшельничество и страдания». Подобные убеждения, как и отношения с деньгами, формируются еще в детстве. И вы не зря упомянули родительскую установку о терпении.

Похоже, вы и сами хорошо понимаете те самые корни «недостойности денег», о которых спрашиваете. Жизненные ценности, ориентиры, правила, отношение к себе и к деньгам мы усваиваем путем механизма интроекции.

Интроекты — это убеждения, которые мы получаем в детстве, не подвергая их никакой критике. Например, «пожилым надо уступать место» или «старшие всегда правы». Похоже, что в ваш набор интроектов попало множество установок, согласно которым денег в вашей жизни быть не должно.

Рискну предположить, что ваши родители передали вам какой-то свой страх, связанный с богатством, и этот страх живет у вас внутри в виде голоса внутреннего критика, который постоянно повторяет вам, что деньги — это плохо.

Отношения с деньгами усложняются еще и культурными стереотипами. Во многих странах (и наша тому не исключение) существуют негативные убеждения о богатстве. Взять хотя бы сказки про Чиполлино, Робина Гуда или «Кошкин дом».

В нашем сознании укоренилась установка: «богатый человек не может быть хорошим».

Отсюда — отдавать, избавляться от денег вроде как хорошо, а получать и накапливать — плохо

В нашей культуре подобное отношение к деньгам еще больше укоренилось в эпоху социализма, когда «хороший» пролетариат одержал победу над «плохой» зажиточной буржуазией. Говорить о своих доходах в принципе было стыдно.

К тому же существуют и гендерные стереотипы о деньгах, согласно которым женщина должна получать их от мужа, а сама она «создана не для работы, а для любви».

Для лучшего понимания того, что происходит с вами, попробуйте проделать небольшое упражнение:

Постарайтесь представить в деталях, что вам захотелось купить себе что-то не из списка товаров первой необходимости. Нечто эдакое. Манящее, но не имеющее рациональных обоснований. Как вариант, дорогие туфли, красную помаду или сеанс тайского массажа. Но вдруг какой-то внутренний голос начинает останавливать вас.

Что говорит вам голос? Как звучит эта критика? Кто говорит этим голосом? Чего он хочет от вас? Чего он боится? Какими посланиями предостерегает? И от чего предостерегает? И что будет, если вы все-таки ослушаетесь и позволите себе эту покупку?

Это упражнения позволит вам больше узнать о себе о своих ограничивающих убеждениях, но, возможно, мой вердикт будет для вас неутешительным. Менять подобные установки реально эффективно получится только на психотерапии или/и на специальных тренингах, посвященным отношениям с деньгами.

Финансовые вопросы — это часть отношений с собой, с другими и с миром. Чтобы достичь изменений в этой сфере, нужна некая микромодель, в которой вы бы могли потренироваться и попробовать действовать по-другому.

Начать выделять из бюджета деньги на психотерапию — это уже первый шаг для того, чтобы изменить свое отношение к себе и к деньгам. Кроме терапии и психологических тренингов подобных микромоделей я не посоветую.