Арина Липкина
Эксперт на радио и телевидении

У отца начались запои, когда мне исполнилось 9 лет. Тогда как раз родился брат. С того момента на меня легло все — уборка, стирка, готовка. Еще и за отцом надо было следить, чтобы не натворил чего-нибудь. Когда брат пошел в сад, стала еще и о нем заботиться. Он, можно сказать, мой сын, а не мамин. Она работала на трех работах, чтобы нас кормить и отдавать долги. Отец пил все больше, кидался вещами, орал, угрожал, тратил наши деньги, дома постоянно сидели его собутыльники. Потом родители наконец-то развелись, до их развода воспоминания размытые. Все как в тумане. Помню в основном бутылки, дебоши. Мать ничего не делала, терпела. Зато теперь всем рассказывает, какой хорошей хозяйкой я была в детстве. А у меня как будто дыра в груди. Иногда кажется, что я с ней справилась, но иногда понимаю, что она на месте. Тогда хочется только одного — плакать. Из-за своего детства привыкла держать все под контролем, деспотична, нетерпима. Не могу справиться с паранойей, когда вижу пьющего мужчину. Не испытываю привязанности, когда расстаюсь с кем-то, мне все равно. Часто представляю, как разбиваю кому-нибудь нос или сбиваю с ног, нападая. А еще поняла, что никогда не заведу семью, потому что насмотрелась, в моих планах — жизнь в одиночестве. Не знаю, что делать с этой чертовой дырой в груди, которая никак не зарастет. Прощать отца не собираюсь. Мой детский опыт мешает нормально общаться с окружающими, но я боюсь остаться без панциря.

Алина, 17 лет

«Чертова дыра в груди» — это следствие того, что ребенку не дали быть ребенком. Вы выглядели как ребенок, были одеты как ребенок и в определенной степени даже вели себя как ребенок, но не чувствовали себя ребенком в полном смысле этого слова. Родительский алкоголизм был разрушительной, хаотичной, неконтролируемой силой, которая отняла доверие, любовь и счастье у вас как у ребенка. Отняла часть вас.

Ваши потребности и права потерялись в хаосе заботы о семье с алкоголиком. Вы вышли с негативным багажом — боитесь людей, чувств, жизнь представляется как постоянная жертва или боль, стремление защитить себя превратилось в деспотизм и жестокость.

Посмотрите в интернете группу «Детки в сетке», возможно, вам подойдет такой формат для начала, вы сможете увидеть, что существуют групповые методы помощи взрослым детям алкоголиков. Программа ВДА опирается на 12 Шагов и 12 Традиций и представляет собой сообщество взаимопомощи для людей, выросших в алкогольной или другой дисфункциональной среде.

Принципы программы: «Мы используем 12 Шагов, мы посещаем собрания, мы общаемся друг с другом. Мы делимся друг с другом нашим опытом, силой и надеждой. Мы учимся исправлять наше нездоровое мышление, день за днем. Когда мы освобождаем наших родителей от ответственности за наши сегодняшние действия, мы получаем возможность принимать трезвые решения и действовать, а не реагировать на действия других. Мы перестаем обижать, начинаем выздоравливать и помогать. В нас пробуждается чувство целостности, которое раньше казалось нам невозможным».

Рекомендую также книги «Взрослые дети алкоголиков: семья, работа, отношения» (Дженет Дж. Войтиц) и «Исцеление Внутреннего ребенка» Евгении Погудиной.

Юнг писал: « …C одной стороны, бессильный ребенок отдан в руки могущественным врагам и ему угрожает постоянная опасность уничтожения, с другой стороны, однако, он располагает силами, которые далеко превосходят человеческую меру. Это положение тесно связано с тем психологическим фактором, что ребенок, с одной стороны, именно «невзрачен», неприметен, «только лишь ребенок», но с другой стороны — божествен». Так закрывается «чертова дыра». Через помощь своему внутреннему ребенку.