Арина Липкина
Эксперт на радио и телевидении

Меня беспокоит эмоциональная невосприимчивость дочери к фильмам, книгам, событиям в реальной жизни. Если фильмы и книги она хотя бы смотрит, читает, но не сопереживает героям, не плачет на грустных моментах, то в реальной жизни она старается избегать ситуаций, которые могут вызвать эмоциональную реакцию, а на меня ругается, когда я плачу от фильмов. Ей очень тяжело допустить такие эмоции, поэтому она всячески пресекает их проявления. Девочке уже 16 лет. Как я могу ей помочь эмоционально раскрыться? С положительными эмоциями у нее все в порядке, у нее очень тонкое чувство юмора.

Анна, 42 года

По описанию у девочки нет, как вы называете, «эмоциональной невосприимчивости». Она есть, и, как я полагаю, она высокая. Это ее уникальное тонкое восприятие, темперамент, ощущение мира и людей. Эта сенситивность вынуждает ее инстинктивно защищать себя, чтобы сохранять баланс. Если она будет бурно (или привычно для большинства) выражать внешне свои эмоции, у нее может наступить перегруженность. Она может чувствовать себя так, словно у нее нет кожи, слишком раскрытой и доступной для других людей.

Она сопереживает, плачет внутри, сочувствует. У нее есть отрицательные эмоции, но она контролирует их внешнее выражение. Может ли это ей мешать в общении? Верно ли окружающие оценивают то, что с ней происходит? Надо смотреть на ее друзей, одноклассников, учителей, родственников, как они с ней себя чувствуют, как происходит общение. Не аутсайдер ли она, нет ли скованности, напряжения?

Если у девочки именно так «работает» ее эмоциональный мир, это еще не означает, что есть проблемы с самой собой и с социумом. Если же вы отмечаете затруднения, вам стоит сфокусироваться не на обычных проявлениях подобных эмоций, а на том, чтобы словесно отражать их. Например: «Этот герой (в книге) злится и раздражается, у него подавленное состояние и он страдает».

Во время просмотра фильма говорите, что вы видите: грусть, горе, скорбь, печаль (отмечайте также и положительные эмоции). При сложных, тяжелых или эмоционально тревожных событиях проговаривайте состояния, реакции, чувства людей (и свои).

Тем самым вы показываете, что можно по-разному отражать увиденное, не обязательно плакать. Так вы даете разрешение дочери на то, чтобы демонстрировать чувства другими способами. Показываете, что это приемлемо, нормально, что мы все разные. Негативные чувства можно записать, нарисовать, выразить даже молча, или проговорить.