Елена Вроно
Детский и подростковый психотерапевт, суицидолог, автор книг.

12-летняя дочь просит меня рассказать про секс, снова и снова. Я спокойно рассказываю, но она начинает уточнять, что и как происходит. Предлагала ей — «почитай книжки», а она в ответ: «Ты же, мама, сказала, что мы можем обо всем говорить. Так что говори». Иногда мне кажется, что она это нарочно делает, но зачем?

Ирина, 42 года

Возникает безусловное ощущение, что девочка вас, Ирина, провоцирует. И, возможно, здесь дело в том, что вы в какой-то момент, желая достигнуть большей откровенности с девочкой, слишком дотошно выспрашивали относительно ее дел и у нее остались неприятные на этот счет переживания. Она видит, что маму тревожит секс как тема. И она совершенно сознательно пытается вынудить вас продолжать неловкий для вас разговор.

Я бы говорила о двух аспектах. О тактическом: что в этом смысле делать? На провокации не поддаваться. Если девочка вас вынуждает к неудобной беседе, нужно ровно так и сказать: «Я ответила на твои вопросы так, как сумела. Если тебя эти ответы не устраивают, давай вместе поищем их в интернете или в книгах. Но я продолжать этот разговор не буду, потому что все, что могла, на эту тему сказала».

Но значительно важнее соображения стратегического характера. И это, возможно, тема для вашей работы с психологом. Взрослым нужно научиться выстраивать диалог с ребенком таким образом, чтобы, добиваясь необходимой степени откровенности, уметь вовремя остановиться и не задавать лишние вопросы. Чтобы не выходило так, что, желая получить как можно более откровенные признания ребенка, вы сами нарушали бы его границы и ставили дочь в неловкое положение. Чтобы это взаимодействие выстраивалось тактично с обеих сторон.