Анна Скавитина
Член Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP)

Мы с мужем придерживаемся демократических принципов в воспитании, и их разделяют в авторской школе, где учится дочь. Мы оба работаем, и она часто бывает с бабушкой, которая жалуется, что девочка стала неуправляемой, грубой. Дочь плачет, не хочет к строгой бабушке. Как разрешить конфликт?

Екатерина, Москва, 38 лет

За два года учебы у девочки появилась новая модель поведения — ее слышат, учитывают ее мнение, видят в ней личность. И она пытается встроить ее в устоявшуюся семейную систему. Семья не всегда готова к этому. Кроме того, школа — это свод правил и параметров. Девочка все время должна под них подстраиваться.

Ребенок находится в постоянном напряжении. Она возвращается домой, и ей нужно разрядиться. Как? В дорогую и любимую бабушку: ей достается напряжение, которое девочка сдерживала в течение дня. Потому что учителям, друзьям и подружкам она свои капризы и чувства показывать не может — надо держать лицо. И бабушка невольно становится громоотводом. Если та наотрез отказывается сидеть «с такой плохой девочкой», то есть как бы говорит: «Я не хочу иметь дело с твоими глубокими переживаниями и эмоциями», то ребенку некуда их выплескивать. И у нее остается два варианта: или заболеть, или вести себя еще хуже.

Что вам делать в такой ситуации, Екатерина? Собрать взрослый семейный совет. Без ребенка. И объяснить бабушке: ей достается не потому, что девочка плохая или она сама что-то не так делает. Просто сейчас бабушка выполняет важную функцию балансира, который позволяет внучке включиться в социальную систему. Постепенно объем напряжения будет снижаться. Если же бабушка не готова «работать громоотводом», стоит обратиться к детскому психологу.