Екатерина Михайлова
Член международной Ассоциации групповой психотерапии и групповых процессов (IAGP)

Близкий друг вернулся из армии. Последние полтора года во время праздников он был либо в карауле, либо на учениях и теперь ненавидит их, даже Новый год. Мне очень хочется ему помочь, сделать так, чтобы он снова научился получать от них удовольствие.

Мария, 20 лет

Для многих праздничные дни не в радость. Кто-то уезжает, чтобы не отмечать день рождения, кто-то объявляет, что для него Новый год — обычный выходной, и подчеркнуто скептически смотрит на суету вокруг. Такое демонстративное поведение — всегда скрытый вызов, проявление эмоционального суверенитета, активного нежелания испытывать «положенные» чувства.

Игнорируя праздники, ваш друг словно кричит: «Я знаю, что жизнь сурова и несправедлива, и все эти ваши глупости не для меня». Вы же смотрите на него как на пострадавшего от «суровой действительности», которому именно вы должны вернуть способность радоваться, разделять с близкими тепло, украшать елку и придумывать сюрпризы.

Вы хотите помочь, но нужно ли ему ваше участие и способен ли он разделить ваши чувства? В поведении друга присутствует не только вызов, но и поза: вы хотите, чтобы я радовался праздникам, — вы и старайтесь. И вы очень стараетесь. Но он не ребенок, которого нужно утешить.

Безрадостное отношение к праздникам он выбрал сам и, похоже, на нем настаивает. Настоящая причина его поведения не в армейском опыте, что-то произошло намного раньше. Дело прошлое, но оно связано с его неспособностью быть вместе с другими, разделять с ними радость и хорошее настроение. А когда человек этого не умеет и не хочет, с ним становится нелегко не только в праздничные дни.