Специализируется на детско-родительских отношениях, динамике супружеских отношений и семейной конфликтологи, вопросах воспитания детей, зависимого поведения, самореализации, поиске призвания и реализации человеком личностного потенциала.

Лет до 10 я думала, что отец любит и понимает меня больше, чем мама, но, когда мне исполнилось 12, мы разъехались и больше не виделись. Отец даже не поговорил со мной, не объяснил причину развода. Я думала, что дело во мне, что я плохая, и поэтому он нашел другую семью.

Когда мне было 37, а отцу 72, он пришел к нам, сказал, что старый, больной и бедный. Оставил свой телефон и адрес, чтобы возобновить отношения. Я не смогла его оттолкнуть, но каждый звонок давался мне очень трудно. Прошло девять лет, но общение с ним мне по-прежнему в тягость, я очень редко звоню и прихожу в гости, и из-за этого меня гложет чувство вины.

Ирина, 46 лет

Ирина, ситуация действительно непростая. Потерять отца, да еще в таком уязвимом возрасте, — очень тяжелая травма для девочки-подростка. Тем более, когда вы долгое время считали, что отношения с ним лучше, чем с мамой. Очень сочувствую вам.

Из вашего письма можно сделать вывод, что вы были в неведении о причинах развода и все ваши обиды и претензии обращены в основном к отцу. Но была еще и мама, которая могла рассказать свою версию причин расставания и как-то утешить вас, тем более что вы остались с ней. Более того, став постарше, вы могли сами проявить инициативу и поддерживать отношения с отцом или хотя бы поговорить с ним о том, что вас волнует.

Видимо, вам было очень больно и обидно, возможно, вы ждали, что он сам проявится и все объяснит, ведь ответственность за отношения в первую очередь лежит на взрослом. Предположу, что именно поэтому вы стали общаться с отцом, когда он вдруг объявился: вы до сих пор ждете, что он это сделает — наконец-то все расскажет, искренне попросит прощения, поведает, как тяжело все это время переживал из-за своего малодушия и искал встречи с вами.

Но, учитывая, как вы тяготитесь этими встречами, он не спешит этого делать и ведет себя как ни в чем не бывало, а вы ни о чем не спрашиваете. Если это так, рекомендую попытаться вывести отца на откровенный разговор — разумеется, в максимально деликатной, не обвиняющей манере (ваш отец уже в преклонном возрасте), больше говорить о своих чувствах и ожиданиях как в прошлом, так и в настоящем.

Также хочу сказать несколько слов о чувстве вины. Обычно в семейной системе есть одно основное негативное чувство: вина, стыд, злость, тревога, уныние, — которое движет и управляет всеми. Некоторые ее члены навязывают это чувство другим, помещают в какого-то из близких — обычно в ребенка. И кто-то из семьи «подбирает» это чувство, руководствуясь принципом «кто, если не я». И чувство вины держит пальму первенства среди остальных.

По-моему, нечто подобное произошло с вами. Но вы имеете полное право на свои чувства, на свое нежелание общаться с отцом — при том, что вы иногда это все-таки делаете, из уважения к нему, долженствования или из жалости.