Лариса Харланова
Член Московской ассоциации аналитической психологии (МААП) и Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP)

Любимого четвероногого друга не стало три дня назад. Это была не просто собака — папа спас его в детстве от смерти, выходил, вырастил. Они постоянно были вместе, но именно в момент смерти Рэма отца не оказалось рядом. Собаке было 7 лет, ничем не болела, думаем, что сердце. Мы только в этом году радовались, что наконец-то пес вырос, стал красивый и спокойный, ему еще жить и жить. Когда папе было плохо, он всегда шел к Рэму. Теперь винит себя, что недоглядел, плачет. Как успокоить его, уже не знаю. О новой собаке даже слышать не хочет. Говорит, что это был настоящий друг и другого такого уже не будет. Как облегчить его страдания?

Алла, 23 года

Вы описываете очень печальную ситуацию. Но одновременно она и очень жизненная. Само по себе то, что мы заводим домашнего питомца, означает, что нам придется с ним рано или поздно прощаться. Хорошо, что это знание не останавливает нас, мы готовы ради радости дружбы с животным идти на такой риск. Так же происходит и с людьми. Мы теряем друзей и близких. Мы точно когда-то уйдем сами. Смерть существует. Это правильно, это естественно горевать и страдать по тем, кто был нам дорог, и по животным тоже.

Ваш отец потерял собаку всего несколько дней назад, его состояние совершенно естественно. Сейчас, когда на месте их связи с Рэмом зияющая рана, конечно, ему трудно представить какую-то другую собаку рядом с собой. Это естественно. Такой траур, горевание требует времени, и его нельзя ускорить. Его надо пережить. Возможно, горе такое сильное еще и потому, что у отца нет близких друзей, а собака была сильно привязана к нему.

Вы можете помочь ему просто тем, что будете рядом. Предложите отцу свое общество. Дайте ему время пережить траур по любимому питомцу. Предлагать других собак пока не самая хорошая идея — он хочет «ту» собаку, он потерял «ту» привязанность.

Конечно, любая смерть напоминает нам о конечности нашей жизни и жизни близких. Возможно, горе отца усилено сейчас еще каким-то до этого скрытым кризисом. Отец мог чувствовать себя одиноко и до смерти собаки. Дети не должны помогать родителям переживать их кризисы, каждый делает это сам с собой и за себя. Просто предлагайте ему свое общение, делитесь с ним временем. Больше ничем помочь нельзя. Необходимость принять течение жизни и некоторые ее проявления, которые кажутся несправедливыми, — это задача каждого из нас.