Если у вас токсичный начальник

«Даже не верится, что у меня новая работа. Какое счастье! Сколько надежд связано с этой должностью. Я действительно профессионал — не зря же они обратили внимание на мое резюме и выбрали меня среди всех кандидатов, проходивших собеседования. Просто голова кругом. Меня ждут, мне рады!»

Думаю, эта гамма чувств многим знакома. А как бы вы поступили, если бы через пару недель обнаружилось, что у работы мечты нет ничего общего с теми блестящими перспективами, которые вы себе нарисовали? Если бы оказалось, что обстановка в офисе накалена до предела и виновник ситуации один — ваш непосредственный начальник.

Так случилось со мной несколько лет назад. На предыдущей работе я трудилась изо всех сил, пытаясь доказать, что чего-то стою, но меня постоянно отфутболивали, без объяснений и рекомендаций. Тогда я стала присматривать что-нибудь получше и через пару месяцев нашла: международная компания, прекрасная зарплата, отличный социальный пакет, повышение в должности — все, к чему я стремилась. Я отправила резюме, прошла все этапы собеседований и получила работу.

Мой непосредственный начальник показал свое истинное лицо, и оно меня ужаснуло

Я с нетерпением ждала первого рабочего дня, звонок будильника звучал как лучшая музыка на свете. В первую же неделю заметила, что подчиненные ходят как в воду опущенные, но не особенно напряглась: подразделение только создано, они просто не привыкли перед кем-то отчитываться. В пятницу я пригласила всех в кафе — отметить конец недели и познакомиться поближе. К моему удивлению, они наперебой стали говорить, что вздохнули с облегчением, когда я пришла. Больше всего меня смутили странные намеки на то, что «теперь все наладится».

Все прояснилось через неделю. Мой непосредственный начальник, один из кураторов отдела, тот, кто проводил со мной собеседование, показал свое истинное лицо, и оно меня ужаснуло.

Признаки токсичного руководителя

Неприятный начальник — не такая уж редкость: 60% участников опроса Gallup признались, что босс отравляет им жизнь. Ссор тоже не избежать: всем приходится сталкиваться со скандалистами. Умение выходить из конфликтов говорит о развитом эмоциональном интеллекте, и, безусловно, надо стараться поддерживать мир в коллективе.

Тем не менее скандалистам далеко до токсичных людей, особенно тех, в чьих руках сосредоточена власть. Такого руководителя можно вычислить по ряду признаков. Он:

  • контролирует каждую мелочь,
  • не умеет сочувствовать и нормально общаться,
  • не заботится о личном благополучии и профессиональном развитии персонала,
  • приписывает общий успех исключительно себе,
  • обвиняет подчиненных в собственных ошибках и недосмотрах,
  • прилюдно унижает, высмеивает и оскорбляет сотрудников,
  • пренебрежительно относится к идеям и заслугам команды,
  • поощряет сплетни, наушничество и подсиживание.
Такие руководители чрезвычайно предусмотрительны: никакого компромата

У начальника проявлялись все эти симптомы, и настроение его день ото дня резко менялось. Сегодня он просто душка, мило улыбается, интересуется, как дела на работе и в личной жизни, а завтра словно срывается с цепи, не сдерживает себя в выражениях и с садистским удовольствием сообщает, что я никудышный специалист.

Такие руководители чрезвычайно предусмотрительны: никакого компромата, и никто не поверит, что они плохо обращаются с сотрудниками. Перед клиентами и высшим руководством они носят маску обаятельной личности.

Токсичный босс — какой он?

Обычно токсичные руководители примыкают к одному из лагерей: нарциссы, диктаторы, неадекваты — так что прежде всего нужно понять, с кем вы имеете дело. Пожалуй, единственный тип, с которым можно найти общий язык, — неадекват. Причины его поведения ясны: он боится, что кто-то может выполнить работу лучше него. Заверьте его, что не претендуете на его место, и предложите сотрудничать — это лучший способ наладить приемлемые отношения.

Намного хуже, если начальник окажется нарциссом или диктатором. В их сознании прочно укоренилась модель поведения, обусловленная личным опытом и взглядами на жизнь. Такие установки почти не поддаются изменениям.

Что сделала я?

Все просто — я уволилась. После двух месяцев на новой должности я поняла: пора принимать решение. Эмоциональное противостояние пробило брешь во всех сферах жизни. Я поняла, что больше не хочу проводить обеденные перерывы в женском туалете, размазывая тушь по щекам.

Может показаться, что я слишком быстро сдалась. Приятель сказал, что надо было стоять до конца, подавать официальные жалобы, защищать остальных. Но для меня главное — эмоциональная безопасность.

Члены моей команды проработали под руководством токсичного начальника от одного до восьми лет. Я решила, что это их выбор — сопротивляться этому типу или мириться с его выходками. Мне ни то ни другое не подходит. Правда, перед уходом я дала понять HR-директору, почему увольняюсь.

Постарайтесь выяснить, как ведут себя ваши потенциальные руководители в рабочей обстановке

На поиск другой работы ушел месяц, но чувство свободы от гнета самодура помогло мне пережить стресс этого периода неопределенности. На новой работе я еще раз убедилась, что решение было правильным: мне достались участливые руководители, которые помогли расти и развиваться профессионально.

Прежде чем подписывать трудовой договор, постарайтесь выяснить, как ведут себя ваши потенциальные руководители в рабочей обстановке. Это непросто, но поскольку никто не будет защищать вас от токсичных начальников, задавать такие вопросы необходимо.

Есть хорошая поговорка: «Не живите, чтобы работать, — работайте, чтобы жить». Один из лучших карьерных уроков, который мне поневоле пришлось выучить, — работа не должна причинять боль. Надеюсь, история послужит уроком и вам.

Элейн Мид

Об авторе

Элейн Мид — коуч, консультант по профессиональному и личному развитию. Ее сайт.