Клинический психолог, психоаналитический терапевт и семейный консультант
Очень трепетно отношусь к критическим комментариям в свой адрес. И если они необоснованны, то обижаюсь до глубины души. Что с этим делать?
Ольга, 37 лет
Ольга, это очень понятная и распространенная ситуация. Чувствительность к критике — это, с одной стороны, признак глубокой вовлеченности и желания делать все хорошо, а с другой — источник большого стресса. Важно выстроить здоровый фильтр для комментариев, который позволит вам сохранять душевное равновесие и извлекать пользу из обратной связи. Такой фильтр еще называют «эмоциональным щитом».
Что можно сделать для мгновенной самопомощи, когда комментарий только что вас ранил:
Остановитесь и подышите. Не отвечайте сразу. Сделайте 3-5 глубоких вдохов и выдохов. Это физиологически поможет немного успокоить нервную систему.
Отделите факт от интерпретации:
Факт: «Человек написал о вашем посте: „В этом тексте много банального“».
Вашей интерпретацией может быть: «Он считает, что я бездарность и не умею писать».
Осознайте эту разницу. Ваша боль исходит от вашей же интерпретации, а не от самого факта. А интерпретация может быть необоснованной или чрезмерно обобщенной.
Задайте себе вопрос: «Это про меня или про него?» Часто необоснованные комментарии — это проекция проблем, настроения или некомпетентности самого комментатора. Злой человек вымещает злость, неуверенный — самоутверждается.
Когда первые эмоции улеглись, можно подумать над содержанием комментария. Вы пишете, что чувствительны к необоснованной критике, следовательно, обоснованную принимаете. И это очень важно, потому что как только, проанализировав, вы зачислили комментарий к необоснованным, переводите его в разряд «информационного шума». Шум можно игнорировать.
Можно попробовать относиться ко всем комментариям и взаимодействиям просто как к информации, исключая их эмоциональную составляющую
То есть анализировать только информативную часть на предмет: о чем это? и что я могу из этого взять? Если ничего — отправляем в мусорную корзину. Если есть хоть малейшее рациональное зерно — берем.
Важно оценивать источник. Кто автор критики? Эксперт в теме? Ваша целевая аудитория? Просто случайный тролль? Ценность комментария напрямую зависит от компетентности и мотивации говорящего.
Самая же значимая часть работы, которая ведется не в момент получения комментария, а постоянно, это работа над уверенностью и самооценкой:
Создайте «копилку достижений». Это может быть файл на компьютере или заметка в телефоне, куда вы записываете свои успехи, благодарности от других людей, хорошие отзывы. Когда вас ранит необоснованная критика, заглядывайте в эту копилку, чтобы напомнить себе объективную картину.
Отделите свою ценность от результатов работы. Вы — не ваша статья, не ваш проект, не ваш пост. Ваша личная ценность неизменна. Работа может быть неудачной, но это не делает вас неудачником. Это опыт.
Позвольте себе быть неидеальной. Разрешите себе делать ошибки. Да, ошибаться очень неприятно, но не ошибаться невозможно. Начиная какое-нибудь дело сразу скажите себе: «Точно будут те, кому я не понравлюсь, возможно, их будет много, они будут подмечать мои ошибки, но это не делает меня хуже» и перечитайте пункт 2.
Развивайте внутреннюю опору. Ваше мнение о себе должно быть главным. Спросите себя: «А я как оцениваю свою работу? Что я думаю по этому поводу?» Если вы уверены в своем выборе, необоснованный комментарий будет иметь гораздо меньший вес.
При этом иногда полезно предпринимать действия, направленные на собственную защиту:
Контролировать среду, ограничить возможность комментирования (например, выключать комментарии в соцсетях под некоторыми постами);
Формировать поддерживающее окружение, собирать вокруг себя людей, которые дают честную, но доброжелательную обратную связь;
Научиться благодарить за любую обратную связь (даже неконструктивную). Это психологический прием. Можно ответить шаблонно: «Спасибо за ваше мнение». Этим вы сохраняете лицо и самообладание, обезоруживаете хама, который ждал вашей бурной реакции, даете себе чувство контроля над ситуацией.
Устойчивость к неприятным комментариям — это навык, который развивается со временем, будьте к себе терпеливы.
