Екатерина Крюкова
Психодраматерапевт, гештальт-терапевт, заведующая кафедрой психодрамы Московского института гештальта и психодрамы (МИГиП)

Мать помешана на моем братишке, хоть он давно взрослый. От меня требует только денег, которые отдает ему. <…> Я не могу ей отказать, иначе совсем потеряю с ней связь.

Светлана, 34 года

Совершенно естественно любить родителей и хотеть быть с ними связанными. Но вот чем? В хороших отношениях нас объединяет любовь, нежность, уважение, благодарность. Однако в вашем письме я увидела не их, а обиду, что мама не уделяла вам внимания, не хочет общаться с вашими детьми, не ценит вашу заботу. А еще увидела вашу ревность к «братишке», который уже давно вырос, но вы как будто намеренно оставляете его маленьким.

Когда родители плохо обращаются с детьми, игнорируют их желания и потребности, те не винят взрослых за плохое отношение, они винят себя: меня не любят, потому что я плохой. И чтобы выжить, они сохраняют надежду, что если они очень-очень постараются, то могут заслужить любовь матери или отца.

Это, конечно, великая иллюзия, защищающая нас от боли правды, что надежды нет. Вы много лет «зарабатываете» даже не саму любовь, а надежду, что полюбят если не вас, то хотя бы ваших детей. Вы, Светлана, до сих пор надеетесь, что можно как-то повлиять на маму, не испортив с ней отношений. Судя по письму, это невозможно.

У вас есть выбор: либо оставить все как есть и довольствоваться ролью спонсора, либо заявить, что вы больше не хотите быть «дойной коровой». Я бы предложила вам проанализировать свои потребности — какие из них движут вами, когда вы покупаете матери продукты. Хотите ли это делать, искренне желая ей помочь, успокаиваете ли совесть (что тоже вполне понятно) или опять пытаетесь заслужить ее добрые чувства.

И еще — учитесь говорить «нет». Это сложно и часто страшно. Но если быть твердой и последовательной, то, вероятнее всего, маме придется смириться с вашим отказом. Это не гарантирует чуда — внезапной любви со стороны мамы. Но это как минимум добавит вам само­уважения.