Александр Шахов
Социальный психолог, эксперт по гендерным и семейным отношениям, руководитель Центра психологической помощи, автор популярных психологических тренингов и онлайн-курсов

У нас есть дочь, ей 3 года. Разговоры о втором ребенке начались давно, года два назад. Муж говорит, что ему нужен сын, да и дочери одной плохо. Его в этом поддерживают его родители. Но я не хочу! Первая беременность протекала тяжело. Конечно, муж старался во всем помочь до и после рождения ребенка. Но сейчас я понимаю, что просто эмоционально не вытяну двоих детей. Для меня важно иметь свободное время для себя, побыть одной, чтобы восстановиться. Еще я постоянно испытываю чувство тревоги за будущее. Как мы будем растить двоих? Меня воспитывала мама, я была одна у нее. Уверяю мужа, что позже мы родим еще ребенка. Говорю я так только потому, что другие ответы воспринимаются в штыки. Но получается, что я его обманываю. Хочется внести ясность, но без скандалов. Как это сделать, я не представляю.

Антонина, 27 лет

Вы очень трезво оцениваете свои потребности и возможности, это понятно и очевидно для любого эмоционально здорового человека. Ваши личные ресурсы очень важны, и если вы приходите к выводу, что их не хватит для рождения и воспитания еще одного ребенка — вы имеете на это полное право.

Вы хотели бы убедить мужа и родственников раз и навсегда отказаться от их желаний. Но, боюсь, это невозможно. Нельзя запретить людям желать чего-либо, хотя это и не означает, что вы должны реализовывать чужие мечты. Думаю, та стратегия, которую вы выбрали сейчас: выставление личных границ и перенос разговора на будущее — самая правильная. Вам нужно окрепнуть, встать на ноги. Самый лучший способ разобраться с проблемой сейчас — сказать родным, что вы вернетесь к этому вопросу через некоторое время. Например, через три года.

Вы переживаете, что это обман, потому что уверены, что никогда не захотите больше рожать детей. Но, во-первых, спустя годы ваше мнение может измениться. А во-вторых — я предлагаю воспринимать это не как обман, а как способ отложить окончательный разговор. Ведь очевидно, что сейчас ваши родственники не готовы принять категоричный отказ. Им нужно время.

Обман — это получение выгоды путем намеренного введения другого человека в заблуждение. Отсрочка разговора о рождении еще одного ребенка — это не выгода для вас, а защита. Ваш муж и родственники не учитывают ваши потребности, не видят ваши личные границы, они на вас давят. Их поведение можно охарактеризовать как эмоционально агрессивное. И вы имеете право защищаться от него всеми возможными способами.

Например, когда на вас нападает преступник, вы имеете право применить насилие, хотя в обычной ситуации оно и недопустимо. Если вы попытаетесь обмануть преступника, чтобы спасти свою жизнь или жизнь другого человека, это будет адекватным способом защиты.

Я хочу сказать, что в ответ на эмоциональную агрессию вы имеете право прибегать к тем мерам, которые не применяли бы в обычной жизни. Поэтому, если вы скажете мужу и родным, что вернетесь к этому разговору через пару лет, это не будет поступком, за который вам следовало бы себя осуждать.

Любой эмоционально здоровый человек поймет, что вы выбрали единственный возможный способ, который позволяет вам не сломать отношения и в то же время не разрушить себя, выполняя требования других людей, на которые у вас нет ресурсов.