Я не воспринимаю отца, считаю его слабым человеком, меня раздражает в нем все. Услышав его голос, я злюсь и не знаю, куда себя деть. Не выхожу из комнаты и прослушиваю что-то, чтобы не обращать на него внимания. Когда он приходит домой, то будто наваливает весь груз своего тяжелого дня на нас.
Иногда его спасал алкоголь, он забывался, но так как он завязал пить, я не знаю, чего сейчас ждать. Большего нытья? Он даже о чем-то хорошем говорит настолько тихо и грустно обо всем, будто ноет. Он добрый, любящий. Есть ОКР и гиперопека.
Честно сказать, другие к этому нормальнее относятся. Но я замечаю слабости, то, как ему некомфортно общаться с другими, как он оправдывается, как боится за меня и считает маленьким — все это меня выводит из себя. Радоваться, если я его копия? Но я не вижу себя со стороны. Возможно, я люблю маму сильнее и видел, как он общается мило с другими дамами. От этого чувствую отвращение, что ли.
Олег, 19 лет
Олег, здравствуйте! Вы в своем письме не задаете вопрос, который вас тревожит. Это страх, что вы похожи на папу? Или грусть из-за разочарования в отце? От письма в целом сквозит тревогой без какой-либо конкретики, поэтому я предположу, что вас самого пугают чувства к папе, как будто они являются символом чего-то патологичного. Давайте посмотрим, как именно это могло сформироваться.
Сыну очень важно получить от отца такие отношения, в которых бы проявилась здоровая обоюдная конкуренция
И я не имею в виду жестокие бои. Если в семье мужчина относится к сыну с уважением, не подавляет его, ведет себя как любящий наставник, участвует в жизни ребенка так, что удается сочетать воспитание и любовь, то у мальчика формируется положительный образ себя как мужчины.
Мужественность отца в воспитании может проявляться в любых сферах, где возможна совместная деятельность с сыном: спорт, учеба, поездки. Главное, чтобы мальчик видел, как сильный и уверенный папа (а дети к тому же склонны идеализировать родителей) успешен в собственной жизни и при этом принимает своего сына, не пытаясь его задавить. Тогда происходит идентификация с ролью мужчины без страха проявлять себя.
Ваш отец очень тревожный. Гиперопека по отношению к вам, скорее всего, является обратной стороной глубинного страха, что вы как мужчина можете быть сильней. По сути, это неосознанный способ через навязчивую заботу подавить в вас здоровую мужскую агрессию. Неудивительно, что вы испытываете сильное раздражение.
Из вашего сообщения слышится, как вы одновременно тянетесь с папе и чувствуете себя в тисках
Это и есть потребность в здоровых отношения сына и отца, в которых можно было бы проявлять нормальную мужскую конкуренцию. А вы интуитивно ощущаете деструктивность своего гнева, будто если вы его проявите его в полной мере, то навредите папе, разрушите его личность. Ваш страх «зеркалит» страх вашего отца столкнуться с сыном и проиграть.
От этого вы боитесь собственной здоровой злости. Самостоятельность, доверие к эмоциям, сфера желаний, активная жизненная позиция основаны на психологическом принятии злости как энергии, как двигателя жизни. Кстати, ОКР вашего папы — это тоже страх перед агрессией, попытка ее подавить. Человек через навязчивые мысли и действия пытается сбросить эмоции, которые неосознанно считает неприемлемыми, не соответствующими образу правильной личности.
Не знаю какие у вас отношения с мамой, но явно вы страдаете от чувства вины перед ней, что также внутри создает бессознательную фантазию о вашей деструктивности, будто вы маму не защитили и не спасли.
На данный момент, я думаю, вам будет полезно разобраться в неосознанном восприятии себя как мужчины. Это поможет установить здоровый контакт с собственной энергией и силой без страха «навредить» окружающим. Тогда проблема с отцом решится сама собой.
В современном мире функции добытчика, охотника, защитника, кормильца, традиционно принадлежавшие мужчинам, все чаще выполняют женщины. А вот сексизму, наоборот, все больше подвергается сильный пол.
Утратив привычные роли в социуме и не обретя новых, мужчины стали искать выход из сложившейся ситуации. И очень скоро нашли его в разного рода стимуляторах и в виртуальном мире.
Авторы книги рассматривают проблему десоциализации мужчин и предлагают выход из сложившейся ситуации.