Елена Вроно
Детский и подростковый психотерапевт, суицидолог, автор книг.

Мы в чате с друзьями поспорили, стоит ли платить 8-летнему ребенку за то, что он сидит на онлайн-уроках.

Павел, 38 лет

Отношение к монетизации детских усилий везде разное: в американской семье считается нормальным заплатить ребенку, раз он вынес мусор, а в России это вызывает споры. Мы долго, в нескольких поколениях, многое делали бесплатно, и это считалось даже почетным: субботники, сбор макулатуры, поездки на картошку. А на самом деле любая работа должна быть оплачена.

Если считать учебу работой, то и она тоже. А оплатить эту работу можно по-разному — деньгами или символами: звездочками, значками, обозначив, чего они стоят, и каждую неделю производить подсчет.

Есть разные способы оценить детскую деятельность материально, и каждая семья выбирает свой вариант. Мне такой подход кажется правильным. Но условия оплаты должны быть оговорены и закреплены договором, который стоит повесить на стенке.

На удаленку перевели не только ребенка, но и родителей. Мы больше не можем вручить школьника учителям до вечера, его оставили нам на руках, мы работаем и делаем свои дела. А рассчитывать на то, что ребенок, маленький или даже постарше, в наше отсутствие будет проявлять чудеса сознательности, вовремя усаживать­ся перед компьютером и делать уроки, наивно.

Такая деятельность нуждается в контроле, по телефону или оставаясь с ребенком дома, — каждая семья решает это по-своему. Но все эти варианты не очень действенны. Отсюда искушение эту сознательность оплатить так или иначе.