Лариса Харланова
Член Московской ассоциации аналитической психологии (МААП) и Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP)

Учусь на третьем курсе художественного училища. Иногда могу просидеть часов пять, так ничего и не нарисовав. Мешает внутренний барьер, вижу чужие ошибки в работах. Половину рисунков за меня делает однокурсница. Мне это надоело, но хочу ли я рисовать сама? Бросать училище мне не хочется, да и родители не позволят. Раньше мне очень нравилось рисовать, с третьего класса с удовольствием занималась в художественной школе. Хотя последний год обучения оказался тяжелым, думала все бросить. Затем был перерыв два года, пока я заканчивала среднюю школу. Мне не хотелось оставаться в поселке, но родители решили, что художественное училище — лучший вариант для меня. На первом же занятии меня раскритиковала учительница, сказала, что я ничего не умею. С тех пор у меня перестало получаться, а скоро половину работ за меня стала делать однокурсница. Отец говорит, это все лень. Когда я стою у мольберта, чувствую беспокойство, ничего не получается. Раньше рисовала нормально и с удовольствием, чувствовала себя уверенно в этой области, в шестом классе заняла второе место на областной олимпиаде. Но рисование перестало доставлять радость, нахожусь в постоянном стрессе. Хочется перестать зависеть от однокурсницы, но не знаю, как. Еще у меня бывают приступы агрессии, в такие моменты не хочется общаться с людьми. Но больше меня волнует, что я не развиваюсь, стою на месте. Уже обращалась к психологу, но не смогла найти ответ.

София, 17 лет

София, складывается впечатление, что вы живете не своей жизнью. Вы устали от рисования, перестали получать от него удовольствие уже давно, когда занимались им в школе. В этой ситуации выбор художественного училища для получения профессии выглядит странно.

Причины потери интереса могут быть разными. Возможно, вы слишком болезненно восприняли резкий комментарий преподавателя. Теперь вам очень трудно почувствовать уверенность в собственных силах, поверить, что вы способны нарисовать что-то стоящее. Но причина может быть и в другом: вы становитесь старше и ваши интересы меняются. Попробуйте прислушаться к себе: что вам интересно, чем бы хотелось заниматься в будущем. Изменится ли ваше отношение к рисованию, если преподаватели станут чаще хвалить и делать меньше замечаний?

Позволяя подруге делать рисунки за вас, вы только еще больше загоняете себя в угол. Такие отношения с однокурсницей повышают уровень тревоги: вам страшно, что это станет заметно преподавателям, а также вы все больше убеждаетесь в неспособности рисовать самостоятельно.Вы находитесь в постоянном стрессе, в таком состоянии могут случаться и срывы, и приступы агрессии. Это понятно — сейчас вам трудно найти место собственным интересам, поскольку необходимо следовать чужим желаниям.

Важно откровенно поговорить с родителями и постепенно начать приводить жизнь в соответствие с собственными интересами и талантами. Какой толк от диплома, если вы все равно не сможете работать по специальности? Не бойтесь поменять направление обучения, если почувствуете, что хотите заниматься чем-то другим.