Александр Колмановский
Специалист по семейным и детско-родительским отношениям.

Сын (ему 15 лет) учится на курсах программирования, где сильная конкуренция, дальше пройдут только самые успешные. Он целыми днями выполняет сложные задания за компьютером. Все попытки вытащить его на улицу безуспешны. Не хочу давить, но как подобрать нужные слова?

Елена, 39 лет

Простите непрошеную подсказку, Елена, но не могу не поделиться своим наблюдением. Конкурентность уже сама по себе наносит ущерб психике, сводит мозги «судорогой». В такой атмосфере любой человек хуже соображает, у него меняется мотив деятельности с содержательного на спортивный. Он думает не о том, как лучше написать код, а как бы сейчас выиграть.

Это невротизирует: конкурентность в какой-то одной сфере жизни, как нефтяная пленка, распространяется на все остальные. Настроенный конкурентно не радуется успеху ближнего, а испытывает досаду и ревниво думает, как бы обойти его. Хорошо бы как-то смягчать эту гонку: «Знаешь, самое важное — научиться программировать, а не попасть на следующий этап. Получится попасть — хорошо, нет — продолжим это обучение в другом месте».

Разделяю ваше беспокойство сидячим образом жизни сына. Но вспомните себя ребенком, посмотрите на своих сверстников. Большинство только к 40 годам осознает важность физической активности. До тех пор попытки «подтолкнуть» ребенка будут неуспешны, лишний раз убеждая его, что родители им недовольны, и оставляя его с чувством «я плохой».

Вы пишете, что не хотите давить, но сын не может воспринимать ваши попытки иначе как давление. Оно вреднее, чем малоподвижный образ жизни. Даже в нейтральных и дружелюбных обращениях он пока по-прежнему слышит упрек.

Сейчас лучше совсем отстать от мальчика с предложениями сходить погулять или в бассейн и дать ему привыкнуть слышать что-то противоположное, сочувственное по поводу его «неправильностей», например: «Понимаю, что бассейн — это скучновато, я вот сама не могу себя заставить».