Екатерина Михайлова
Член международной Ассоциации групповой психотерапии и групповых процессов (IAGP)

Отношения, по-моему, строятся на обмене. Если его нет, готова ли я закрыть на это глаза? Деньги могли бы компенсировать дисбаланс, но в них отказано. Получать больше заботы и внимания? Но он сказал: «Больше дать не могу». Допустим, это не мой мужчина, но с другим будет не то же самое?

Елена, 37 лет, Пермь

Сегодня своей жизнью и отношениями можно распорядиться невиданным количеством способов — от традиционного брака до «культуры сингл». К такой свободе мы все оказались немного не готовы, ведь тысячелетиями «прилепиться» означало «выжить», но социальные установки живут в умах дольше, чем изменившиеся обстоятельства.

Вы воспринимаете ваш союз как неудовлетворительный для обеих сторон. Бесконечное выяснение, «все» или «не все» люди делают друг для друга, — дело довольно тоскливое. И чего-то недостает в ваших рассуждениях неуловимого, но важного... Пожалуй, сошлюсь на великих: «Что отдал — твоим пребудет».

Жертва, взаимовыгодный обмен и дар (не путать с договором дарения) — это три разные вещи. Жертвуя, мы втайне готовим встречный иск («Я все отдала, а они...»). Про взаимовыгодный обмен: беда в том, что у людей разные представления о том, по какому курсу что обменивать. А вот с даром сложнее — или, наоборот, проще. Когда радуешься тому, что делаешь для кого-то, и это не хочется подсчитывать, вопрос о соразмерности вклада куда-то пропадает, а энергия откуда-то появляется.

Говорят, ценность отношений не в том, что вдвоем лучше, чем одному. Возможно, она в том, что человек сам становится лучше, чем в одиночку или в другом союзе, — учится чему-то важному, преодолевает свои ограничения, поднимается над сценариями родительской семьи, достигает нового понимания себя и других.