Илья Суслов
Специализируется на детско-родительских отношениях, динамике супружеских отношений и семейной конфликтологи, вопросах воспитания детей, зависимого поведения, самореализации, поиске призвания и реализации человеком личностного потенциала.

Семь лет назад я совершила плохой поступок по отношению к подруге. С тех пор меня мучает вина. Вроде как случайно ломаю себе конечности, хотя думаю, что это психика мне говорит перестать себя мучить. Свою ошибку я осознала и понимаю, что это плохо не только по отношению к подруге, но и для меня самой.

Начала работать с психологом. Она говорит, что духовное очищение, раскаяние, причастие в церкви и отпущение греха дадут мне успокоение и все в жизни наладится. Я не хочу туда идти. Мне там плохо, мне не нравится та обстановка, хоть я и крещеная. Психолог говорит, что это гордыня.

Я раскаиваюсь в том, что совершила этот поступок, мне тяжело с этими мыслями, но ведь не может церковь быть единственным выходом из ситуации. Если я себя заставлю туда пойти, искренности не будет, опять мучиться буду. Подскажите, что делать?

Оксана, 27 лет

Ответ простой — поменять психолога. Оксана, есть масса психологических методик и способов справиться с виной, а вас отправляют в церковь, причем весьма директивно, да еще и обличая. Психолог не вправе себя так вести. Такое впечатление, что вы общались с тетушкой за свечным ящиком, а не со специалистом.

Всем известно, что невольник — не богомольник. И при таком вашем отношении к церкви, религии, от этого вам вряд ли будет польза. Более того, даже некоторые верующие люди не могут справиться со своей виной в церкви.

Есть статья психологов Б. С. Братуся и Н. В. Ининой на эту тему: «Годами говорите на исповеди одно и то же? Пора к психологу». Ее можно легко найти в интернете.

Ко мне, наоборот, знакомые священники направляют своих духовных чад, застрявших в чувстве вины, которая порой не проходит у них годами, даже после неоднократных исповедей и участия в других церковных таинствах.

Хочу обратить ваше внимание, что исповедь и другие таинства, слушание проповедей, беседы со священниками, чтение духовной литературы и просмотр передач на православных телеканалах действительно многим помогают настроить свою духовную жизнь и, соответственно, справляться со своими негативными состояниями.

И в то же время не всем и не всегда.

Бывает и ложная вина, когда человек застревает в ней, при том, что ничего страшного не совершил

Если душа сломана, то ей сложно вместить Бога, идти за Христом и исполнять Его заповеди. Неудобно креститься сломанной рукой — сначала нужно вправить руку у хирурга. Так и психику сначала надо «вылечить» у психолога. А это уже позволит душе и телу лучше и эффективнее функционировать.

То же самое касается и психотерапевтических практик — не все могут помочь. А те, что помогают, действуют не сразу. Порой человеку сначала нужно укрепить психику, чтобы справиться со своими чувствами, подобрать подходящую методику согласно его психотипу, характеру, силе психики, степени травмированности и текущего психоэмоционального состояния.

Разница в том, что на исповеди люди просто называют грех, например — обидел человека. Священник отпускает грех — это означает, что грех прощен Богом. А чувство вины иногда остается. Такое случается по нескольким причинам: не произошло акта раскаяния у самого человека, пострадавший не простил обидчика, а может, нанесенный другому ущерб невосполним.

Бывает и ложная вина, когда человек застревает в ней, при том, что ничего страшного не совершил, а пострадавший, возможно, уже давно искренне его простил. Нужно разбираться в каждом конкретном случае.

Ваши переломы я бы рассматривал как акт самонаказания для получения права прекратить мучения

На сеансах психотерапии проясняются смыслы, мотивы поведения своего и близких; проживаются чувства, эмоции, которые не были прожиты в свое время. Происходит проработка травматических реакций, что приводит к изменению мышления и поведения.

Вы не написали о том, как взаимодействовали с подругой после своего неблаговидного поступка, поэтому скажу несколько слов о чувстве вины и о том, что с ним можно сделать по отношению к тому, кого вы обидели.

Итак, это негативное чувство, которое испытывает человек, если он осознает, что сделал что-то не так. Соответственно, чтобы чувство вины по отношению к человеку, которого вы обидели, ушло, можно совершить несколько действий.

  1. Признать перед человеком, что поступили плохо. Про причины и мотивы лучше говорить, если попросят объяснить, потому что не всем нравятся оправдания.
  2. Искренне попросить прощения, а для этого постараться осознать, как именно пострадал и переживал человек от ваших поступков или бездействия.
  3. Услышать прощение. Иногда этого не происходит, потому что у обиженного бывают свои сложности с прощением.
  4. Искупить вину, если есть возможность. Например, возместить ущерб, если он материальный, или сделать что-то хорошее для пострадавшего по его желанию и по согласованию с ним. Я не беру случаи с преступлениями, когда необходимо еще понести наказание в виде срока в местах изоляции, потрудиться во благо общества на общественных работах, лишения имущества, званий, штрафа и т. п.

К сожалению, не всегда это возможно осуществить непосредственно с участником конфликта. И тогда единственная возможность — сделать это в кабинете психолога.

И еще пару слов о наказании. Некоторые люди будут считать себя виноватыми до тех пор, пока не пройдут через наказание, которое они считают обязательным. Такая реакция закрепляется с детства, когда вина снималась с ребенка только после исполнения наказания.

Таким образом, наказание у многих стало символом искупления вины, при том, что иногда достаточно попросить прощения и быть прощенным. Или, в конце концов, быть помилованным, несмотря на проступок — просто так, как это бывает по амнистии в юридическом плане или по милосердию в житейском. Поэтому ваши переломы я бы рассматривал как акт самонаказания для получения права прекратить мучения.

Берегите себя, и желаю вам быстрее найти более профессионального психолога.