Екатерина Крюкова
Психодраматерапевт, гештальт-терапевт, заведующая кафедрой психодрамы Московского института гештальта и психодрамы (МИГиП)

Родные воспринимают меня только как маму их внука и правнука. Папа мной не интересуется. Бабушка даже подругам представляет меня как «маму любимого Сережи». Я будто ревную бабушку и папу к сыну...

Светлана, 35 лет

Вы спрашиваете, Светлана, что делать, чтобы вас видели и замечали. Выходить из слияния с собственным ребенком.

В начальный период слияние естественно: когда малыш еще не может говорить и вступать в отношения с другими людьми, за него это делает мать. Вы, похоже, задержались в «малышовом» периоде. И уже начинаете испытывать ревность, а она возникает при недостатке внимания, любви и уважения от значимых людей, в то время как другой на ваших глазах все это получает.

Как выходить из слияния? Вот звонит дедушка: «Как дела у Сереженьки с оценками?» Почему бы не ответить: «Не знаю. Вот телефон Сереженьки, позвони ему и сам все узнай. Ему 12 лет, он не малыш давно. Почему ты меня про это спрашиваешь?»

Вы поддерживаете отношение к вам как к маме Сережи. Включаетесь в ответы за Сережу, а потом удивляетесь, что вас никто не видит. Стоит говорить миру: «Я не только мама Сережи». Найти подходящую случаю форму ответа подружкам бабушки: «Я Света, внучка этой женщины. И у меня есть сын, это правда».

Свою личность надо проявлять. Но это не всегда просто. Приходится оппонировать кому-то, а для этого нужна смелость: «Папа, я тебе звоню по другому поводу».

Второй момент: пора сыну учиться строить личные отношения самому. Не делайте это за него. Пусть сам звонит дедушке и бабушке, рассказывает про уроки. А если он не делает этого, пусть встретится с неудовольствием родственников, с последствиями своего выбора.

Малышовый период закончен. Теперь должны быть две личности в семье: Сережа и Света. А не одна мама Сережи.