Психолог, бизнес-тренер, ведущий тренер центра толерантности Еврейского музея, методолог в области интерактивной педагогики, эксперт по вопросам психологической устойчивости и профилактики выгорания
Сайт

Ситуация такая: сын в 13 лет стал вести себя неадекватно в школе. С детства у него проблемы в общении с мальчиками, дружит только с девочками. Очень творческий, постоянно рисует. Мальчиков и мужчин считает животными и с ними не общается, любит все женское. Часто говорит мне, что очень жалеет, что не родился девочкой. Когда спрашиваешь, почему лучше быть девочкой, говорит, они могут краситься и красиво одеваться.

На этом фоне у него было несколько ситуаций в школе, где он подвергался нападкам со стороны одноклассников и старших учеников. Эти проблемы были решены и купированы, к нему никто больше не подходит и не задевает его. Одноклассники его игнорят, дружит он только с одной девочкой.

Теперь он сам как будто начал нарываться на скандалы: подходит к парням и рассказывает, как это прикольно — краситься и все такое. На эту ситуацию опять среагировали старшеклассники, начали его задевать, на что классный руководитель сына быстро отреагировала, и их поставили на учет в ПНД. По итогу парни уже остерегаются с ним связываться из-за того, что знают, что я и классный руководитель за него вступятся и можем довести дело до милиции.

Недавно сын начал увлекаться ужасами и делами маньяков. Я спокойно к этому отношусь, так как сама в юности была увлечена всякими ужасами и любила смотреть триллеры по серийные убийства. Но сегодня позвонила классная и оповестила меня о том, что вчера сын пронес в школу нож и сказал, что зарежет всех своих обидчиков.

Что это? Психическое расстройство? Или переходный возраст? Сможет ли нам помочь психолог или пора к психотерапевту? Психиатру? Заранее благодарю за консультацию.

Лилия, 35 лет

Здравствуйте, Лилия! Ситуация, с которой вы столкнулись, сложная и, конечно, требует участия психолога или детского психотерапевта. Имеют место и проявления переходного возраста, но самое главное — это последствия травли в прошлом и в настоящем.

Очень хорошо, что вы в курсе происходящего с сыном в школе и принимаете активное участие в борьбе с травлей. Однако то, что ребята его не задирают, но «игнорят» и не общаются с ним, говорит о том, что травля все это время продолжалась.

«Игнор» — это бойкот. Бойкот — одна из самых тяжелых форм травли

Поэтому ничего удивительного, что ваш сын подросткового возраста, пытаясь вернуть контакт со сверстниками-мальчиками, провоцирует их на агрессию, поскольку выстраивать иную коммуникацию в сложных, небезопасных обстоятельствах травли подростки, увы, не умеют.

Самое невыносимое для жертв травли — это ощущение «невидимости», одиночество. В случаях попадания в деструктивные коммуникативные сценарии («жертва-агрессор») человек может искать контактов с другими людьми, провоцируя их, привлекая внимание («лучше ненавидь, чем игнорируй»). Вашему сыну повезло, что в условиях бойкота у него есть друг-девочка, которая, к слову, не боится с ним дружить, рискуя также стать мишенью для травли.

В данной ситуации вам необходимо не только оказывать всестороннюю поддержку вашему сыну, чтобы он чувствовал себя любимым, нужным, важным для вас, но и поговорить с классным руководителем, инициировать общую беседу со всеми родителями. Донести до них мысль о том, что если в классе травят вашего сына, значит, ни один ребенок не застрахован от этого. В любой момент любой из них может оказаться на месте вашего сына. Травля — это болезнь коллектива, и любой может стать ее жертвой.

Никакие особенности характера, интересов, внешности человека не оправдывают агрессии и травли

Нож, пронесенный вашим ребенком в школу, — крик о помощи. Это подтверждает, что травля, несмотря на отсутствие нападок, продолжается, и ребенку становится невыносима вся эта ситуация.

Мальчику, ественно, необходима психологическая консультация, но не как человеку-угрозе, человеку с психическим расстройством или нарушениями поведения, а как любому нормальному человеку, оказавшемуся в ненормальной ситуации. Для этого и нужны психологи и психотерапевты.

Со своей стороны приложите все усилия к тому, чтобы донести до ребенка: никто не заслуживает травли. Подростки, оказавшиеся в такой ситуации, мучаются от чувства вины за происходящее, чувства неполноценности, бессилия, страха, неуверенности в себе. Ощущают себя не такими, как все, «прокаженными», ищут в себе причины проблем, закапываясь все глубже в самокритику и ненависть.

Чтобы не допустить непоправимых последствий для жизни и благополучия сына, всегда будьте и оставайтесь на его стороне

Ему очень тяжело: он ребенок, который в один из самых кризисных периодов человеческой жизни столкнулся с жестокостью и непониманием, отвержением, а в конце концов — еще и с риском стать угрозой в глазах окружающих. Помогите ему своей любовью, сходите вместе к психологу, дайте ему понять, что любому человеку в его ситуации необходима помощь, и конечно, оставайтесь в диалоге со школой.

Травля — это не норма, и с ней можно и нужно бороться. А если школа не услышит и не поможет, рассмотрите вариант перевода ребенка в другую школу. Его благополучие и жизнь важнее всего остального.