Ольга Кондрашова
Детский психолог, эксперт по детско-родительским отношениям.

Сегодня во время игры ребенок внезапно сказал папе: «Я хочу, чтобы ты умер». А когда увидел по моему взгляду, что я в шоке, сразу добавил: «Я пошутил». У него хорошие отношения с папой, и игра была добрая. Почему он мог так сказать?

Также пару дней назад он нарисовал нашу семью и сказал: «Это мы в игре «Среди нас». Я плохой, я всех вас хожу и убиваю». Игра с таким названием сейчас популярна, но меня пугает то, что он проецирует ее на семью. Нормально ли это, и как здесь нужно реагировать?

Арина, 40 лет

Арина, дело в том, что ребенок рождается с не полностью сформированным мозгом. И это доразвитие продолжается вплоть до 21-23 лет, что подтверждает — мы с вами стоим на высшей ступени эволюционного развития. Чем сложнее организм, тем дольше он созревает и тем больше детенышу нужно времени, чтобы превратиться во взрослую особь.

Ребенок шести лет еще не в полной мере освоил такую сложную вещь, как эмоциональная саморегуляция. Это когда человек понимает, что он чувствует и что с ним происходит. Может назвать это состояние определенным словом и, соответственно, знает, как себя вести при этих эмоциях или переживаниях.

Например, может высказать другому человеку, что обижен на него и объяснить, в чем причина такой реакции. Или понимает, что злится: тогда, в зависимости от ситуации, может либо убрать источник своего гнева, либо принять тот факт, что это невозможно, и придумать, как выразить гнев адекватным способом.

Дети импульсивны: они живут здесь и сейчас

Но ребенку этого возраста, с одной стороны, еще недоступно такое понимание себя и своих реакций. С другой, эмоции и чувства у него не так разграничены, как у нас, взрослых. То есть если ему что-то неприятно или он разозлился, то это чувство может привести к сильному гневу. В вашем случае, вероятно, это была зависть к выигрышу папы или разочарование в себе как в неуспешном игроке.

Кроме того, дети импульсивны: они живут здесь и сейчас, их самоконтроль слабоват. Охватывающее их чувство может быть слишком высокой интенсивности, поскольку овладевает ребенком полностью, и тот зачастую не справляется с ним.

Из-за этого дети могут выражать свои чувства неловко, неумело, не научившись делать это при помощи соответствующим состояниям слов и выражений. Отсюда такая дикая фраза: «Я хочу, чтобы ты умер». Для внутреннего мира ребенка она может означать: «Я сильно на тебя разозлился».

Окружающим взрослым не удается услышать ребенка

Не забывайте также, что у ребенка еще нет хорошо осознанного опыта потери близкого человека. Он просто не понимает всю трагичность смерти как некоей точки невозврата. И, естественно, не вкладывает в адресованную папе фразу всего ужаса последствий. Он как бы хочет, чтобы сейчас, во время игры, «папа куда-то делся». Но ему и в голову не приходит, что если тот действительно умрет, то это навсегда и отца больше никто не увидит.

Что касается рисунка семьи, то над этим стоит поразмыслить. Можно предположить, что окружающим взрослым не удается услышать ребенка, в чем он нуждается — не по мнению взрослых, а по его внутренним ощущениям. Видимо, то, что любящие взрослые делают из самых благих побуждений, оказывает на него довольно болезненное воздействие.

У ребенка может быть много обид и даже какого-то отчаяния, поскольку ему не удается «достучаться до взрослых», объяснить, что с ним нужно обращаться по-другому. В силу возраста он не умеет этого делать. И здесь как раз можно порекомендовать обратиться за помощью к психологу.