Виктория Иванникова
Клинический психолог, перинатальный и репродуктивный психолог, семейный терапевт

У меня есть старшая сестра, единоутробная. Разница в возрасте у нас с ней где-то 18-19 лет. Почти сразу после моего рождения она съехала куда-то, я с ней очень редко виделась: сестра приезжала к маме в гости, иногда общалась и со мной, но это было вскользь. Когда я стала чуть постарше, мама начала уже чуть более подробно мне про сестру рассказывать. В этих рассказах хорошего было мало: сестра часто воровала, пока жила с нами, не слушалась, состояла в плохих компаниях. У нее большие проблемы с деньгами — пару раз (один я даже сама помню, так как мне было лет 14) к нам приезжал коллектор и пытался вытрясти ее долги, но после разговора с мамой и выяснения всех обстоятельств больше у нас не появлялся. 

Три года назад мама умерла от рака. Сестра ее почти не навещала, только позвала на крестины младшего сына, просила несколько раз деньги и шутила про скорое получение наследства. Незадолго до смерти мама написала дарственную на папу, так как мы жили в маминой квартире, доставшейся ей от родителей, она опасалась, что сестра может доставить нам неприятностей с наследством, продав свою долю каким-то чужим людям. Мой отец рассудил так: когда я окончу университет и устроюсь в жизни, то квартиру он продаст, а деньги поделит между всеми нами. И вот с этого момента сестра резко воспылала к нам и конкретно ко мне внезапной «любовью».

Она часто пишет, звонит, пытается напроситься ко мне в гости — я снимаю квартиру в другом городе, но достаточно близко. Но я с ней общаться не хочу от слова совсем, она мне чужой человек. Пишет она только тогда, когда ей нужны деньги, которые она обещает вернуть, но никогда не возвращает, помощь от нее тоже принимать опасно — переведет все опять в деньги. Однако папа говорит, что это сестра, что общаться надо — несмотря на то, что она заняла даже у него довольно крупные суммы. А у меня к ней есть какое-то внутреннее отвращение, что ли. Я могу с ней разговаривать вежливо, но стоит ей задеть какую-то струну в моей душе, и я готова вылить на нее ушат желчи. 

Я все хочу окончательно разорвать с ней общение, вот только не могу найти подходящий повод. Скажите, это просто во мне дело, что я скряга, и стоит помочь матери-одиночке, моей сестре? Или необязательно испытывать теплые чувства к человеку, с кем делю кровь, и я могу спокойно послать сестру подальше?

Настя, 25 лет

Здравствуйте, Настя. Если отвечать коротко на ваш вопрос, я бы сказала так: если вам не нравится общаться с сестрой, не общайтесь. Вы имеете на это полное право.

Да, мы не выбираем родственников, семью, тех, с кем делим кровь. Мы можем выбирать отношение к ним, но это всегда двусторонний процесс. Ответственность за построение семейных уз, поддержки, принятия — это то, что должно делиться поровну: каждый несет свою долю и отдает столько тепла и любви, сколько может. В данном случае эта ответственность тоже поделена одинаково — между вами и вашей сестрой. 

Она сейчас действует в этом направлении дружбы, общения, сплоченности… Но если вы ощущаете неискренность, стремление использовать вас и попытки манипулировать понятием «семья», то вполне можете оградить себя от этой связи и взаимодействия с сестрой. По крайней мере, пока. Возможно, потом что-то изменится — мы никогда не знаем, что и как будет в жизни дальше.

Семья — это, как правило, про взаимные чувства, поддержку, любовь. Если же кто-то пытается использовать это понятие только лишь для собственной выгоды и в ущерб всем остальным, то это уже, к сожалению, не семья. 

Конечно, можно не рвать отношений совсем. Можно переписываться и помогать тогда, когда почувствуете искреннее желание и симпатию к сестре, но не тогда, когда это «надо» — через сопротивление и через силу. Как правило, такие стратегии делают только хуже и ни к чему хорошему не приводят. Уверена, вы выберете верный и наилучший для всех вариант развития этой ситуации. Удачи!