Инна Чиркова
Детский, семейный психолог, психодрама-терапевт

У моего мужа было тяжелое детство: отец пил, бил жену и детей. Мать была строгой и тоже их била. Мой супруг до недавних пор считал, что, если он меня не бьет, это большое счастье и за одно это я должна на него молиться. Но теперь время от времени распускает руки и требует, чтобы я скрывала побои от детей. Часто унижает меня перед ними, говорит, что я не заслужила всего, что у нас есть. Придирается ко всему: то в шкафу непорядок, то духовка грязная, то дети невоспитанные. Когда он скандалит, я молчу, не перечу. Знаю, что бесполезно, будет еще хуже. Сама я рано лишилась отца, но в нашей семье главными были дружба, любовь друг к другу и понимание. Я закончила институт с красным дипломом, не пью, не курю, сейчас даже с подругами не общаюсь. Раньше работала, но уже много лет сижу с детьми, их у нас шестеро. Супруг слывет отличным семьянином, работает, не курит, не пьет, иногда играет с детьми. Но это только видимость: дети его боятся, да и я тоже. Он непредсказуемый: когда радостный, мы с детьми спокойны, но никогда не знаем, когда ему захочется поскандалить. Я бы давно ушла, но он грозится отобрать детей, а у него есть связи. Дети для меня все, и ради них я стараюсь быть или хотя бы выглядеть счастливой.

Анель, 38 лет

Анель, к сожалению, в вашем письме нет конкретного вопроса. Что вы хотите изменить в своей жизни? Описывая проблемы, вы рассказываете и о способах приспособления к ним, принятия ситуации. Вы живете с жестоким мужем, который запугивает детей.

Как вам кажется, что они чувствуют, видя, как мама изображает счастье или и правда счастлива рядом с мужчиной, который ее оскорбляет и унижает? Как все это началось? Почему девушка из дружной семьи, где ценят любовь и понимание, не распознала тирана при знакомстве, почему согласилась на брак с ним? Почему вы перестали общаться с подругами, загоняя себя в одиночество? Почему ушли с работы, усугубляя финансовую зависимость от мужа? Кажется, что отказ от своих прав вы воспринимаете как добродетель и считаете, что муж должен оценить ваши жертвы, — это так?

Ваш рассказ вызывает много вопросов, главный из которых — готовы ли вы что-то менять, хотите ли жить иначе или окончательно выбрали для себя и детей путь страдания?

Если ваш муж слывет хорошим семьянином, значит, ценит мнение общества о себе. Он боится, что потеряет уважение значимых людей. От него могут отвернуться те, кому он приписывает способность отнять детей. Но вы своим молчанием поддерживаете мир домашнего насилия, ведь муж уверовал в ваши бессилие и зависимость. Самое страшное, что в это поверили и дети.

Угрожая отнять детей, говорит ли муж о том, кто будет с ними заниматься, кормить, лечить, заботиться о них? Какие аргументы надо использовать в суде, чтобы отнять у матери детей? Готовы ли вы сами в суде рассказать о событиях, которые происходят дома? Как к ситуации относятся ваши родственники, готовы ли они вас поддержать?

А вы сами готовы бороться за счастье своих детей, за их здоровое будущее? Во взрослом возрасте они рискуют попасть в зависимость от жестокого обращения в семье и на работе — готовы ли вы не допустить этого? В ответе на эти вопросы и будет выражаться настоящая любовь к детям.

Если вы готовы бороться за свое счастье и счастье своих детей, рекомендую вам обратиться за помощью — например, позвонив по Всероссийскому телефону доверия для женщин, пострадавших от домашнего насилия: 8 800 7000 600.