Александр Шахов
Социальный психолог, эксперт по гендерным и семейным отношениям, руководитель Центра психологической помощи, автор популярных психологических тренингов и онлайн-курсов

Сыну 21 год. После школы уехал учиться в Санкт-Петербург. У него есть способности. Уже с самого начала во время сессии возникала проблема: не готовился к экзаменам и ждал крайнего срока сдачи зачетов и экзаменов. Не мог себя заставить приступить к лабораторным. Каждую сессию доводил до комиссий. На одной из сессий он заболел и ушел в академ. Потом восстановился, ему нужно было досдать всего два зачета и два экзамена. Но он так ничего и не начал. Отчислился из-за неуспеваемости. Теперь, видимо, армия.

Говорит, что ему все нравится, — и город, и специальность, и люди. Но не может себя преодолеть, чтобы учиться. Как ему справиться с этой проблемой? Сам не понимает, почему так получается.

Анна, 48 лет

Главная проблема вашего сына — прокрастинация, то есть откладывание на завтра. В современном мире ей подвержено очень много людей. Есть даже мнение, что диагноз «синдром гиперактивности и дефицита внимания», который раньше ставили только детям, сейчас справедлив и для многих взрослых.

В чем суть проблемы? Это нарушение волевой сферы человека. Ему интересно, ему хочется, ему надо, но он не может заставить себя довести начатое до конца. Ведь здесь не обойтись одной лишь мотивацией: она дает заряд энергии только на старте.

А для того, чтобы продолжить действовать дальше, нужны еще два качества:

  1. Концентрация на процессе и результате. Нужно постоянно удерживать внимание на цели, чтобы не потерять мотивацию и достигнуть желаемого.
  2. Толерантность к фрустрации. Нужно уметь терпеть процесс изменения, усилия и сопутствующего ему дискомфорта. Иначе говоря — вырабатывать волю.

Современная жизнь уничтожает оба этих качества в человеке. Например, вся цифровая, медийная культура, культура соцсетей учит наш мозг быть невнимательным, не концентрированным. Мы смотрим короткие ролики, читаем короткие статьи, перелистываем фотографии — тренируем мозг не сосредотачивать внимание, а постоянно переключать его с одного на другое.

Современная сфера услуг снижает в нас толерантность к фрустрации, учит быть нетерпеливыми. Многочисленные сервисы позволяют быстро реализовывать любые желания: захотел человек пиццу — через полчаса ее привезли, пожелал оказаться в каком-то месте — к дому подъехало такси и доставило по нужному адресу.

Культура потребления, маркетинга, продаж поощряет нетерпеливость, стремится сокращать время ожидания, приучает к тому, что мы можем сразу получить все, чего хотим.

Поэтому такая проблема не только у вашего сына — это общая социальная проблема.

Чтобы ее решить, вашему сыну нужно будет обучиться противоположному. Уменьшить контакт с социальными сетями, чтобы перестать тренировать свой мозг переключать внимание. И выполнять специальные упражнения, чтобы развить толерантность к фрустрации. В этом также поможет спорт: он учит человека терпеть боль и дискомфорт, чтобы добиться цели.

Если сейчас он попадет в армию, развитие нужных качеств произойдет естественным образом. Там у него не будет возможности много сидеть в социальных сетях и возникнет необходимость преодолевать трудности, терпеть дискомфорт. Как раз поэтому армия считается хорошей школой жизни: она развивает те качества, которые помогают достигать успехов.

Возможно, это не самый лучший способ, но если ваш сын не готов работать над своей проблемой сам, проходить психологические курсы, развивать внимательность и силу воли, заниматься спортом — во время службы ему придется это сделать. И, вероятно, это ему поможет.